9 мая День поминовения усопших воинов. Воспоминания Екатерины Яковлевны

В этот день мы вспоминаем всех, кто приближал Победу над фашизмом своим военным подвигом, своими трудами. На нашем сайте есть КНИГА ПАМЯТИ, где собраны рассказы о разных людях участниках Великой Отечественной Войны. Одним из таких членов нашей общины была председатель первой «двадцатки» Екатерина Яковлевна, для всех — «баба Катя». Ее рассказ о передаче храма верующим, записанный с ее слов приводим в этой публикации.

Помним вас, дорогие наши ветераны!!!!

Спиридонова Екатерина Яковлевна, алтарница храма святителя Тихона.

«Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней» Пс 92:6

Хлопотали о передаче храма члены «двадцатки» вновь созданной общины храма Тихона, несколько женщин из Скорбященского храма. Нина, Валентина и Екатерина, председатель двадцатки,  ходили по всем инстанциям и просили отдать храм Тихона верующим. Шел 1989 год.

«Принесли мы письмо в Москву в Облисполком, секретарь направила в Совет по делам религий при Совете Министров СССР. Мы туда приехали, говорим уполномоченному, что столько ходим, а нам храм не отдают! Если не отдаете Тихоновский храм, тогда отдайте нам Собор. Уполномоченный из Москвы был не против. Решил поехать на место разобраться.

Но не дали нам собор, говорят — молодежь камнями закидает, ведь там собиралась молодежь, в нем было Дом Культуры. Ваши документы пойдут в Отдел по делам религий  РСФСР  — там разрешили, а позже в Отдел по делам религий СССР – тоже разрешили!  А нас спрашивали, где вы собирались для создания «двадцатки»? —  В квартире, организовали новую общину, ведь Скробященский храм маленький в праздники народу много, стоим на улице —  нам нужен храм!».

«А теперь нам был нужен настоятель. Молодые отец Анатолий и его брат Александр Васильевич, к тому времени уже построили церковный дом при Скорбященском храме, они все подымут. Написали письмо в Епархию владыке. Приехали к епископу Григорию в приемную. Пришел владыка и говорит, что священников приму, а вас нет. А священники те были знакомы с отцом Анатолием. Нам удалось им рассказать о своей нужде. Священники пошли в кабинет, а мы молились с поклонами. Когда они вышли, то и нас пригласили к владыке. Мы к нему: «Владыка!  —   а он отвечает, – да будет вам отец Анатолий»! А мы земной поклон  — благодарить его. Он нас благословил, и мы отправились в путь. Привезли радостную новость для новой общины».

«Когда отдали храм, в 1989 году был Великий пост». Комбинат  дал ткань для стен, спецодежду. Полы сделали из досок. Помещение было маленькое (в трапезной части храма был устроен алтарь). Каждый день приходили дети и выносили мусор, обрезки кожи после обувной мастерской бывшей в здании храма. Разбирали завалы из кирпича, выкидывая их в окно. Мы деткам приносили конфеты, прянички — награду за работу. Екатерина Яковлевна мыла в храме полы, продавала книги и свечи, была заведующей складом и сторожем, трудилась во славу Божию».

«Однажды отец Анатолий предложил мне потрудиться в алтаре, — вспоминает Екатерина Яковлевна, — потом позвал на солею и зачитал разрешение владыки о том, что можно ходить в алтарь. Мне было тогда уже 80 лет, помогала я недолго, пока были силы. Читала записки, в некоторых было до 100 имен,  на мне была и уборка алтаря». Силы у Екатерины Яковлевны и по сей день, не занимать, она из тех, у кого за плечами война. Дай Бог ей здоровья и радости на многая и благая лета!

Это интервью было записано в 2011 году, Екатерина Яковлевна отошла ко Господу в 2015 на 96-ом году жизни. Пусть Господь упокоит ее душу!