Патриаршество в Русской Церкви

По апостольским правилам в каждой Поместной Церкви должен быть предстоятель — епископ. Не позднее V века главы некоторых Церквей стали называться патриархами. Слово «патриарх» переводится с греческого языка как «начальник рода» или «отец отцов» (pater – отец, arhe – главенство, начальство). С XI века этот титул был закреплен преимущественно за главами Восточных Церквей (Иерусалимской, Константинопольской, Антиохийской, Александрийской и др.). Патриарх – это первый епископ между равными.

 До XVI века в Русской Церкви не было собственных патриархов. Получив крещение от греков, Русская Церковь долгое время управлялась назначаемыми из Византии епископами, подчинявшимися Константино-польскому патриарху. В домонгольский период главная епископская кафедра на Руси находилась в Киеве. Епископ Киева носил титул митрополита. Во время татаро-монгольского нашествия центр русской церковной жизни начал постепенно смещаться из многократно разоренного татарами Киева на север: сначала во Владимир, затем  в XIV веке – в Москву. Москва в то время представляла собой незначительный провинциальный город.

По благословению жившего в ней святого митрополита Петра князь Иван Калита построил первый в Москве каменный храм – Кремлевский Успенский собор, ставший одной из главных русских святынь. При Иване Калите началось возвышение Москвы среди других городов и собирание, объединение русских земель вокруг новой государственной и духовной столицы.

 При царе Феодоре Иоанновиче в 1589 году на Руси было введено патриаршество. К этому времени русское государство успокоилось от внутренних и внешних бед, и вместе с расширением государственной границы России и возвышением самодержавной власти московского царя распространилась и возвысилась Русская Церковь. В террито-риальном и материальном отношении Московская митрополия превосходила многие патриархаты, и нередко иерусалимский, антиохийский и другие патриархи приезжали в Москву за милостыней; кроме того, константинопольский патриарх после завоевания Константинополя турками (1453 г.) находился в тяжкой зависимости от турецкого султана. В таких условиях восточным патриархам была понятна просьба русского царя, благочестивого Феодора Иоанновича, освободить Русскую Церковь от подчинения константинопольскому патриархату и дать русскому митрополиту сан патриарха. Первым патриархом стал московский митрополит Иов.

 Когда царь Феодор Иоаннович заботился об учреждении патриаршества, он желал возвеличить Русскую Церковь этим высоким саном, но Промысл Божий приготовлял в лице патриархов для русского народа и Церкви хранителей и защитников православной веры и российской государственности. Патриаршество была введено незадолго до начала Смутного времени. В этот страшный период, когда Россию чуть не погубили самозванцы и чужеземная власть, именно патриархи – святители Иов и Гермоген – направили действия народа к спасению Отечества и сохранению православной веры.

 Вся история Русской Православной Церкви свидетельствует, что Патриарх – не только глава Поместной Церкви, но и ее сердце. В лице патриархов Русская Церковь приобретала истинных пастырей, заступников, отцов, несущих тяжесть ответственности за нее перед Богом и болезнующих за всю землю русскую и всех христиан; духовных вождей, побуждающих христиан к усердному служению Богу, а в дни тяжелых испытаний духовным  авторитетом собирающих паству и не допускающих ее нарушить верность Богу и земному Отечеству.

 Автор Юлия Серебрякова.