Лицевое шитье — древнейший из видов церковного художественного творчества. На Руси оно стало развиваться с принятием христианства (Х в.) Лицевым шитьем принято называть шитье разноцветными шелками и золотом по ткани изображений святых, библейских и евангельских сюжетов. Своим расцветом искусство это было обязано народным традициям, а так же творческой одаренности русских женщин. Мастерство рукоделия которых, достигло такого совершенства, что литургические предметы шитья вывозились из России в другие страны.
Золотошвейная мастерская храма святителя Тихона была создана в 1991 году. Для обучения старинным традициям русского золотного шитья были приглашены педагоги: Амирова Марина Митхатовна и Ушакова Мария Игоревна, преподаватель Свято-Тихоновского института. Руками золотошвей Коваленко И.И., Гончаровой В.М., Царапкиной Г.А., Коваленко И. И., Коваленко К.Н., Матюховой С.А. созданы уникальные облачения – фелони, поручи, епитрахили, а также воздухи, плащаницы.
Мастерская располагается в приходском здании на ул. Ленина, 33. Ксения Николаевна и ее ученики многие годы трудятся в этом старинном русском городе, издавна славившемся золотным шитьем. Ими созданы покровы, плащаницы, хоругви, епитрахили, облачения для священников и архиереев. Мастерская и по сей день выполняет заказы не только для нашего прихода, но и для других храмов, монастырей России и за рубежом (Греция, Германия, США).
Каталог работ золотошвейной мастерской
под руководством Ксении Николаевны Коваленко
— Хоругвь «Успение Пресвятой Богородицы». Шитая хоругвь представляет собой копию с исторической хоругви – знамени Греции. Под этим знаменем в 1821 году началось освободительное движение греков от турецкого ига. Работа была выполнена по просьбе иеромонаха Филарета — игумена Агиа Лавры в Калаврита. Нашими мастерами исполнена еще дважды по просьбе димархоса (Главы Администрации) Калавриты.

Хоругвь «Успение Пресвятой Богородицы». Ручное шитье. Копия национальной святыни Греции. Подлинник хранится в монастыре Агиа Лавра
— Саккос, в композицию которого входит более 70 фигур святых. Архангелы, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные. Центром композиции являются два праздника – «Распятие» и «Сошествие во ад». Изображения святых обрамлены славянским текстом – «Символ Веры» и растительным орнаментом. Выполнен для для монастыря Мега Спилео, город Калаврита, Греция;
— Палица «Успение». На палице изображен один из Богородичных праздников -Успение Пресвятой Богородицы. В центре ложе с телом Богородицы, к которому с двух сторон склоняются апостолы, святители. За ложем Христос с душой Богоматери в окружении ангелов. Образцом послужила греческая палица XVII в., монастырь Мега Спилео, город Калаврита, Греция;
— Плащаница «Положение во гроб». В среднике плащаницы изображено тело Спасителя. У изголовья Христа Богородица, прильнувшая к лику Сына Cвоего. В одном движении в глубоком благоговении склонились к телу апостолы и жены мироносицы. Вверху изображены ангелы с рипидами и небесная сфера с померкнувшими солнцем и луной. Внизу преклоненные ангелы и преподобный Сергий Радонежский. В углах средника символы евангелистов. Были созданы две копии этой плащаницы;

Плащаница «Положение во гроб» Атлас ручной работы, шелковые, серебряные и золотные нити. Все изображения шиты тонким некрученым шелком, а также золотными и серебряными нитями.

Плащаница «Положение во гроб». У гроба с телом Христа изображены Богоматерь, Мария Магдалина, св. Иоанн Богослов, свв. Иосиф и Никодим. Копия плащаницы Ефросинии Старицкой. Подлинник хранится в ризнице Троице-Сергиевой лавры
— Покровец «Се агнец». Ручное шитье. Штоф ручной работы, шелковые, серебряные и золотные нити, жемчуг. На среднике бордовой ткани изображен младенец Христос с предстоящими Ангелами. По краям на каймах голубой ткани литургическая песнь, исполненная золотными нитями.
— Покровец Богоматерь «Знамение». Ручное шитье. Штоф ручной работы, шелковые, серебряные и золотные нити, жемчуг;
— Икона Богоматерь «Знамение», шитая икона — повторение прославленной новгородской иконы XII в., по кайме изящной тонкой вязью шита молитвенная песнь: «Яко необоримую стену…»;
— Омофор «Спас Великий Архиерей»;
— Поручи «Деисис», на поручах изображен шитый «деисусный чин»;
— Поручи «Благовещение», на правом поруче в центре вышит Богородичный праздник «Благовещение», на левом – евангельский сюжет «Воскрешение сына вдовы Наинской», созданы несколько работ на эту тему;
— Епитрахиль, по образцу епитрахили (XV — XVI вв.) выполненной греческими мастерами, которая хранится в монастыре Дионисат (Св. Гора Афон). Епитрахиль, по художественному строю имеет близкое сходство с рядом сербских и греческих епитрахилей XV-XVII вв.;
— Крест для омофора «Рождество Христово»;
-Скрижали, в верхних скрижалях изображены по- ясные фигуры святых: великого князя Александра Невского в схиме Алексия и преподобного Александра Свирского. Святые предстоят в молении к Пресвятой Троице и Богоматери «Феодоровская». В нижних скрижалях – шестикрылые херувимы;
— Скрижали «Благовещение»;
— Воздух с изображением Христа;
— Хоругвь «Спас Нерукотворный» и хоругвь «Божия Матерь Знамение»;
— и многие другие…
Золотошвейная мастерская ЯХОНТ
В 2004 году в приходском здании на ул. Ленина была открыта золотошвейная школа – мастерская «Яхонт» под руководством Серковой Татьяны Владимировны, автора книг: «Методические пособия по лицевому шитью: теория и практика» I-III годов обучения, «Русское церковное золотное шитье конца XIX начала XX вв.», «Методические пособия по лицевому шитью: теория и практика» 1-2 части. В школе проходят обучение византийскому лицевому шитью девять учеников.
Примечательно, что в этой школе Татьяна Владимировна проводит занятия для слабослышащих людей и инвалидов. Сама Татьяна Владимировна в числе первых людей в России, которым была сделана операция по восстановлению слуха – «кохлеарная имплантация» в 1991 году. Жизненный опыт позволяет Татьяне Владимировне найти индивидуальный подход к слабослышащим, развивать их творческие способности, тем самым помогая их социальной адаптации.
Учениками Татьяны Владимировны и ей самой выполнены многочисленные работы: покровцы, плащаницы, воздухи и другие золотошвейные работы для храмов Клинского Благочиния, монастырей города Кашина, города Курска, скита Троице-Сергиевой лавры, других монастырей и храмов России.
Кроме золотного шитья, деятельностью мастерской является пошив народных костюмов по старинным выкройкам, реконструкция моделей дореволюционной одежды, пошив монашеской одежды, платья для учащихся православных гимназий. Со своими работами школа-мастерская участвует в выставках народного костюма и рукоделия.
Каталог работ золотошвейной школы- мастерской
«Яхонт» под руководством Татьяны Владимировны Серковой
— Хоругвь «Богоматерь Клинская с клинскими новомучниками Петром и Серафимом»; Выполнена учащимися золотошвейной школы.
— Плащаница-воздух с покровцами, комплект выполнен в технике древнерусского лицевого шитья московской школы XV века, создан под руководством Серковой Т. В. учащимися заочного отделения из различных городов (Перми, Екатеринбурга, Бийска, Клина, Москвы, Сергиева Посада, Сердобска, Хакасии и др. — всего 18 человек);
— Плащаница-воздух с покровцами, выполнены для скита Троице-сергиевой лавры;
— Плащаница на престол, шитье в технике строгановской школы, выполнена для храма Всех святых Ново-Алексеевского монастыря, г. Москвы;
— Плащаница Спасителя, шитье в технике строгановской школы, выполнена учащимися золотошвейной школы;
— Плащаница Успения Божией Матери, коллективная работа 30 человек, выполнена для храма Успения пресвятой Богородицы в Демьяново г. Клина Московской области;
— Плащаница Успения Божией Матери, выполнена учащимися золотошвейной школы в стиле строгановской школы XV века для храма Всех Святых в г. Кавминводы;
— Плащаница св. прп. Феодосия Кавказского;
— Футляр для иконы Божией Матери Курская Коренная по заказу Курского митрополита Германа;
— Хоругвь для храма Боголюбской иконы Божией Матери в п. Покровка;
—Икона «Исцеление глухого и косноязычного», работа для слабослышащих города Клин;
— Икона апостола Фомы для гимназии в Косино;
— и многие другие.