История храма

            

                               Господи! Даруй людем Твоим, на них же наречеся имя  Твое,    духовно возлюбити благолепие дому Твоего и  место селения славы Твоея (Псал. XXV. 8); да соделаются истинными чадами дому Твоего, и в крове крилу Твоею не постыдно надеятися имут; да упиются от тука дома Твоего, и потоком сладости Твоея напоиши я (Псал. XXXV. 8. 9). Аминь.

Святитель Филарет (Дроздов)                                                                          

митрополит  Московский. Слово по освящении                                                   

Градо-Клинскаго соборнаго храма Пресвятыя Троицы.

1.    Церковь свт. Тихона Задонского (период с 1907 по 1980-е годы).

Основание храма.  Небесный покровитель патриарха Тихона.

Первоначально церковь была устроена как домовый храм в помещении клинского тюремного замка и освящена в честь святителя Тихона Задонского Чудотворца. Выбор святого покровителя храма не был случайным: при жизни свт. Тихон Задонский помогал сирым и обездоленным, особенно он любил посещать заключенных в тюрьмах, поддерживать их и наставлять в слове Божием.

По Божиему промыслу, спустя сто двадцать пять лет эту церковь освятят в честь Святителя Тихона Патриарха Всероссийского Исповедника, чьим небесным покровителем являлся Святитель Тихон Задонский. Скромность, простота и кротость, смирение патриарха Тихона ставило его в один ряд со святителями древности. Как и его небесный покровитель, он был строг к себе, и любовно снисходителен к слабостям других. Оба святителя при жизни были почитаемы своим народом с благодарной любовью и благоговением.

Попечение о сохранении Православной Церкви в эпоху духовного раскола восемнадцатого столетия было главным делом  святителя Тихона Задонского Чудотворца.

свтятитель Тихон Задонский

Духовные творения святителя стали важнейшим этапом в развитии русской философско-религиозной мысли. Своей святой жизнью он возродил дух истинного православия, продолжая традиции русского монашества. «Верное сердце, веру как доброе семя в себе имеющее, плоды добрых дел творит; всякое бо семя подобный себе плод рождает». Слова святителя Тихона Задонского Чудотворца в полной мере можно отнести к Святителю Тихону-патриарху. Верность Церкви Православной, неустанная забота о сохранении чистоты веры, исполнение Евангельских заповедей для патриарха Тихона стала реальной жизнью во Христе.

Духовный раскол XVIII столетия – это борьба не внутри одного вероучения, а начало противостояния разных религиозных сознаний: традиционной православной веры и светского миропонимания, переросшего в революционное сознание XX века.  Пик этого противостояния пришелся на годы предстоятельства Русской Православной Церковью патриарха Тихона, который подвигом своей жизни вдохновлял, и люди вслед за ним шли на Голгофу. Архимандрит Иларион (Троицкий), ближайший помощник патриарха, писал: «Теперь наступает такое время, когда не царским венцом будет венец патриарший, скорее венцом мученика и исповедника, которому придется самоотверженно руководить кораблем Церкви в его плавании по бурным волнам моря житейского».

Задолго до тяжелых испытаний, выпавших на долю Русской Православной Церкви в двадцатом веке, благочестивыми христианами города Клин был устроен храм Святителя Тихона Задонского Чудотворца при тюрьме. Губернский секретарь Степан Михайлович Порывкин, учитель чистописания и черчения Клинского уездного училища, обучал местных арестантов грамоте. В 1863 году С. М. Порывкин обратился в Московский комитет попечительского общества о тюрьмах с просьбой «в открываемом Клинском тюремном замке соорудить через добровольных благотворителей, его знакомых, домовую церковь».

На этот запрос Московской духовной консисторией 29 ноября 1863 года было определено благочинному, настоятелю Троицкого собора города Клин протоиерею Сергию Модестову, осмотреть предполагаемую местность под устроение домовой церкви в Клинском тюремном замке, с последующим донесением в Консисторию. Благочинный, в своем донесении на указанный запрос пишет, что церковь предполагается устроить на втором этаже здания тюрьмы, рядом с камерами для подследственных арестантов.

Освящение храма святителя Тихона Задонского Чудотворца.              Священство храма.

5 февраля 1864 года последовал указ «Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского из Святейшего Правительствующего Синода синодальному члену Преосвященному Филарету Митрополиту Московскому… разрешить устройство предполагаемой церкви». Домовый храм был освящен протоиереем московского кафедрального Архангельского собора Петром Покровским.

Фото из архива дома-музея П. И. Чайковского было найдено после завершения восстановления храма. Обнаружены признаки архитектуры стиля модерн — резные каменные киоты на фронтоне (разорванный фронтон).

В 1907 году стараниями его настоятеля отца Сергия Щедрова, ктитора Сергия Воронкова был заложен, а 18 октября 1909 года освящен отдельный каменный однопрестольный храм, который приписали к Троицкому собору. Храм свт. Тихона возвели  по проекту архитектора C. В. Шервуда (1858-1899), автора проектов Казанского собора в Шамордино, Крестовоздвиженского храма в  Дарне (Подмосковье), церкви свт. Николая на Мясницкой улице в Москве.

Архитектура храма принадлежит к стилю модерн, его русскому направлению. Стилизован храм под древнерусское зодчество XVI века. В нем заметны отличительные черты новгородской архитектуры  – монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности, а также и черты московской школы, выраженные в легкости колокольни, кокошниках, украшающих четверик. Кирпичное здание церкви состоит из двухсветного четверика – собственно храма, граненой апсиды с востока, трапезной с невысокими крыльцами, притворами с севера и юга, и колокольни с запада. Четверик увенчан барабаном и  главным куполом. В целом объем храма представляет динамическую композицию, устремленную ввысь,  это позволило использовать скромный декор: лопатки, карнизы, пояски из ниш, резные кресты, украшавшие углы четверика.

Здание нового храма было построено за пределами тюремного замка, к северо-востоку от него. Храм расположен алтарем на восток под углом к улице Тихая, таким образом, его главный фасад развернут в сторону въезда в город со стороны Волоколамска. С пригорка, где проходила Скорбященская улица, в то время тракт, ведущий к главному храму города Троицкому собору и торговым рядам (ныне ул. Литейная), открывался замечательный вид на Тихоновский храм, украшенный шатровой колокольней.

Освящение храма свт. Тихона Задонского года возглавил епископ Серпуховской Анастасий (Грибановский), будущий глава Зарубежного Синода Русской Церкви, 18 октября (31 октября по новому стилю) 1909 года.

Епископ Анастасий Серпуховский

Через восемь лет в 1917 году митрополит Анастасий  будет участвовать вместе с другими епископами работе Поместного Собора Российской Православной Церкви, и возглавит комиссию по устройству торжества избрания и интронизации патриарха, каковым и был избран Святейший Тихон. Владыка Анастасий пророчески писал о патриархе Тихоне: «Его славное имя является лучшим оправданием и украшением для нашей церкви в эту смутную эпоху, и, торжествуя над временем, оно будет сиять в веках наряду с именами великих подвижников и борцов за Православие и бессмертных строителей и печальников Русской земли, которых Господь воздвигал на свещнице Русской Церкви в наиболее мрачные и тяжкие времена нашей истории».

Много лет проведет блаженнейший митрополит Анастасий в трудах и заботах о Русской Православной Церкви в Америке, устроение которой во многом было результатом особого апостольского видения и церковного строительства святителя Тихона, просветителя Северной Америки. В период епископского служения в Америке (1898-1907) святитель Тихон (Беллавин) учредил два викариатства, поднял на должную высоту церковную благотворительность, заложил множество храмов.

Цесаревич Николай Александрович

Церковь свт. Тихона Задонского в г. Клин воздвигли в память об избавлении императора Николая II (тогда наследника) от смертельной опасности во время его визита в Японию. По этому поводу 28 сентября 1907 года государь прислал жителям города Клина благодарственную телеграмму, в которой повелел искренне благодарить строителей и жертвователей. 29 апреля 1891 года в японском городе Оцу произошел инцидент, едва не стоявший великому князю Николай Александровичу жизни. Во время прогулки японский полицейский по имени Цуда Сандзо (по одной из версий – религиозный фанатик) нанес ему внезапный удар мечом в голову. Второй его удар отклонил греческий принц Георгий, который сопровождал наследника, свалив нападавшего бамбуковой тростью.

В мае 1913 года святитель Тихон в качестве архиепископа Ярославского приветствовал императора Николая II, прибывшего в Ярославль по случаю торжественного празднования 300-летия Дома Романовых. До мученической кончины Николая II  и его семьи оставалось четыре года и один месяц. До начала исповеднического служения святителя Тихона оставалось три с половиной года.

После перевода настоятеля храма свт. Тихона отца Сергия Щедрова 8 сентября 1916 года на настоящее место определен священник Феодор Иаковлевич Воскресенский и диакон Димитрий Васильевич Покровский. Алексей Константинович Троицкий служил дьяконом в Тихоновской Тюремной церкви города Клин до 1920 года, в 1928 году по ложному обвинению осужден за «антисоветскую деятельность», был заключен в Бутырской тюрьме.

В последние предреволюционные годы настоятелем церкви свт. Тихона в Клину был протоиерей Владимир Игнатьевич Востоков (1868-1957), известный, яркий проповедник, входивший в окружение великой княгини Елизаветы Федоровны. Отец Владимир был известен на всю Москву, как выдающийся проповедник, борец за народную трезвость, обличитель социализма и видный церковный писатель и публицист.

протоиерей Владимир Востоков

С 1915 года он служит в церкви свт. Тихона в Клину. Его современник Б. Павлов вспоминал об о. Владимире: «…замечательный проповедник, несребролюб, в жизни очень скромный, он быстро приобрел много почитателей и стал одним из самых популярных людей города. Вскоре тюремная церковь не смогла вмещать всех приходящих его послушать. Начали устраивать службу прямо на лугу перед церковью».

После революции 1917 года, отец Владимир увлекся идеей крестьянской и рабочей власти, но вскоре понял, что горько ошибся и выступил с горячей проповедью против большевиков, за что был объявлен ими вне закона. Перебравшись на юг России, стал одним из активных сторонников восстановления монархии. Позднее уехал в Сербию. Остаток жизни он провел в США. Примечательно, что с 1951 по 1957 год, он служил настоятелем церкви свт. Тихона Задонского в Сан-Франциско.

Революция 1917 года. Новая власть. Клинское восстание. 

Первыми жертвами начатой борьбы против Церкви стали зверски убитый в Царском селе в октябре 1917 г. протоиерей Иоанн Кочуров (ранее служивший вместе с Патриархом Тихоном в Америке) и расстрелянный в Киеве в январе 1918 г. митрополит Киевский Владимир (Богоявленский).  В феврале 1918 г. Патриарх Тихон выпустил резкое по тону послание, в котором отлучил от церковного общения всех проливающих невинную кровь и  призвал всех верных чад Церкви встать на ее защиту. Началась компания по изъятию церковных ценностей. Святитель Тихон неоднократно подвергался арестам, с мая 1922 года он был заключен под стражу в Донском монастыре, против него готовили судебный процесс с обвинением в «контрреволюционной деятельности», какие были уже проведены в Москве и Петрограде над лучшими сынами Церкви Православной, принявшими мученический венец.

Из воспоминаний жителя города Клин А.С. Назарова известно, что в 1918  году здесь произошло восстание против советской власти. Как свидетельствует А. Назаров, сын и владельца кожевенного завода, о рабочих завода у него сложилось очень хорошее впечатление: «Лишь единицы из их среды, не желающих работать, приняли советскую власть. У остальных «по поводу революции было какое-то недоуменное отношение, и обязанности «революционных рабочих» ими исполнялись очень неохотно».

В то время комиссаром финансов Клинского Совдепа был некто Дорошенко, он поселился в Доме-музее П.И.Чайковского. Зажиточных горожан комиссара обложили непомерной контрибуцией, в том числе и А. С. Назарова. На конфискованные деньги «совдеповцы» проводили разгульную жизнь, чем вызывали недовольство в народе. После того как Назаров отказался выплатить контрибуцию (в противном случае он не смог бы выдать зарплату рабочим), его и других коммерсантов города арестовали и препроводили в местную тюрьму на улицу Тихая.

«Это стало поводом для восстания. Началось оно стихийно. Народ, возмущенный деяниями местных большевиков, в сильном возбуждении двинулся к Совдепу, где задержал Дорошенко и других комиссаров, затем – к тюрьме с требованием освободить арестованных. Не было произведено ни одного выстрела, не совершено ни одного мародерского акта, народ кричал: «Христос Воскресе!», на колокольнях били в набат. Напуганные красноармейцы из охраны Совдепа и тюрьмы разбежались, надзиратели освободили всех арестованных коммерсантов. Однако восстание окончилось в буквальном смысле слова ничем: возмущенная толпа рассеялась, а комиссары снова заняли свои места в Совдепе. Вернувшись на свои места, комиссары арестовали зачинщиков восстания. Без суда был расстрелян ктитор храма свт. Тихона купец Сергий Воронков. Над остальными зачинщиками, в том числе над Александром Назаровым, в Москве был устроен показательный суд, на котором их приговорили к разным срокам заключения. Уже приговоренный к расстрелу, он чудом остался жив». Позже он эмигрировал, оставив воспоминания о событиях 1918 года, произошедших в Клину.

Годы лихолетья. Закрытие церкви святителя Тихона. 

1934г од. Цех ФЗУ в стенах храма (фото из архива Клинского Краеведческого музея)

В 1924 году церковь свт. Тихона Задонского была закрыта новой властью. Престол, утварь и иконы первоначально перенесли в колокольню при Троицком соборе, а затем в Скорбященский храм, где  и был освящен предел в честь свт. Тихона Задонского Чудотворца. Безбожная власть попыталась сокрушить Церковь путем внутреннего раскола, наступили годы тяжелых испытаний  для православных христиан. Троицкий собор и остальные храмы заняли «обновленцы», вместе с «епископом» Клинским, представлявшим «Живую церковь». Православные викарии в Клину — архиепископ Иннокентий и епископ Гавриил — недолго оставались на своих кафедрах и мученически закончили жизнь. Единственным храмом в городе Клин, зарегистрированным за общиной православных верующих, был приписной к собору кладбищенский храм во имя иконы «Всех скорбящих радость».

«Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16,18), сказал  Господь Иисус Христос. Новая власть, вместе с «Живой церковью» не смогли уничтожить Православную Церковь. Слова патриарха Тихона к пастве отозвались в народном сердце, люди твердо стояли за веру, пополняя новый сонм мучеников. «А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого апостола: «Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч?» (Рим. 8, 35).  Новыми святыми украсилась Церковь — Невеста Христова, столь возлюбленная пастырем добрым, коим был патриарх Тихон. Как и при жизни, так и после блаженной кончины святителя Тихона, 7 апреля 1925 года, его молитвами многие священнослужители и миряне отпавшие в «обновленчество», стали приносить покаяние и возвращаться в Православие.

Много лет прошло до времени возрождения церкви святителя Тихона в г. Клин. В 30-е годя в здании бывшей тюрьмы, прилегающих строений и церкви свт. Тихона, предварительно разрушив ее лавку и колокольню, устроили общежитие работников завода «Химлаборприбор». Здесь были и стеклодувные мастерские, ближе к реке Сестре разместили красные казармы. В 1960-е годы храм приспособили под склад, а здание бывшей тюрьмы населили жильцами. Со временем на святом месте воцарилось запустение.

Участник Великой Отечественной Войны В. Жаровский, в 80-е гг. заместитель директора завода «Химлаборприбор» по быту вспоминает: «В 1982-83 гг. Горсовет производил снос частных жилых домиков, уже пустующих, было предложено убрать ПО «Химлоаборприбор», так как они находились на его балансе. Генеральный директор ПО «Химлаборприбор» Н. А. Сорокин, поручил организовать эту работу мне, так как я  работал его заместителем по быту. Деревянные домики разобрали, а церковь было предложено взорвать.  В Клину рабочих-подрывников не было, и я поехал в г. Высоковск. Там, в это время производились работы по взрыву старых казарм прядильно-ткацкой фабрики. При встрече с руководством мне сообщили, что наш заказ выполнить не могут и предложили вернуться к нему через 3-4 месяца. По истечении этого времени, по неизвестным причинам, исполком Горсовета на решении этого вопроса не настаивал, но и я личного рвения не проявлял. Не подумайте, что я хочу показать в этом какую-то свою заслугу – нет и еще раз нет. Очевидно, как говорят, так было угодно Богу».

2.  Передача храма верующим. Восстановление.

Освящение в честь святителя Тихона Патриарха Всероссийского.

«…И вот уже есть в России храм, освященный в честь Всероссийского Исповедника и Печальника. И мы открыто, на примере свт. Тихона и тысяч иных, до и после него прошедших крестным путем по русским дорогам, может наставлять нашу паству. …Мы подвизаемся за радость света Христова, за несказанную радость Пасхи и Вечной Жизни, дарованной нам во Христе. И мы желаем, чтобы этот Свет стал не только нашим, но чтобы и иные люди, наши братья и сестры, соприкоснулись ему».

Святейший патриарх Алексий II.                                                                            Поздравление Настоятелю Святотихоновского храма священику Анатолилю Фролову.                                     

7 апреля 1991г. Кириопасха

Духовное возрождение. 

Чтимая икона святителя Тихона, патриарха Всероссийского г. Клин

Русская православная церковь долго существовала в условиях несвободы. 1988 год, когда наша страна праздновала 1000-летия Крещения Руси, стал  переломным в отношениях Русской Церкви и советского государства. На крови Новомучеников начала возрождаться Православная Церковь в России. «Мы должны помочь вернуть в лоно Церкви наш народ», говорил протопресвитер Виталий Боровой. Молодая интеллигенция обрела веру, смогла вернуться в Церковь благодаря духовным наставникам,  по словам Святейшего Патриарха Алексия II, «служение которых Церкви Христовой проходило в нелегких условия государственного контроля, но Господь давал им мудрость, мужество и силы с христианским терпением следовать по однажды избранному пути». Слово Божие, посеянное в сердцах людей, принесло свои плоды. Стали организовываться новые приходские общины, открывать и восстанавливать разоренные церкви.

Остов храма 1989 год

В 1989 г. остов храма и  полуразрушенное здание тюрьмы были переданы церковной общине во главе со священником Анатолием Фроловым. Благодаря духовному подъему прихожан, помощи жертвователей в целом храм был восстановлен за три года. Верующие клинчане вместе со своим пастырем радостно переживали начало духовного возрождения Церкви — второе крещение Руси.

Первым местом служения отца Анатолия Фролова был храм Иконы Божией Матери всех Скорбящих радость в городе Клин, Московской епархии, куда он был назначен в 1984 году. В те годы «власти бдительно контролировали состав священства. На рукоположение священника требовалось разрешение уполномоченного Совета по делам религий при местных советах. Сеть официальных и негласных условий отсеивала наиболее достойных кандидатов к пастырскому служению. Препятствиями для получения церковного сана являлись: высшее светское образование (особенно гуманитарное), руководящая должность в прошлом, зарубежные связи и дружба с иностранцами, возраст — слишком молодой либо слишком пожилой, признаки инакомыслия».

В сложное время пришлось общине храма святителя Тихона восстанавливать храм. Старейшие прихожане, одни из активных восстановителей храма, вспоминают о походах в Горисполком  с просьбой вернуть верующим церковь святителя Тихона Задонского, эти уцелевшие стены без окон и крыши. На их многочисленные просьбы 10 апреля 1990 Приходскому собранию храма святителя Тихона предоставляется Акт передачи земли для восстановления здания церкви и благоустройства территории. «Акт технического осмотра памятника архитектуры», составленный клинским исполкомом в 1990 году, так описывает состояние храма: «Были снесены барабан с главой и крестом и декоративные кокошники с четверика церкви; разобраны шатер с главой и крестом и ярус звона с колокольни. Почти полностью разобраны притворы. Выломан иконостас с иконами, все иконы расхищены. В церкви и трапезной устроен склад и сделано перекрытие. Вся настенная живопись утрачена. Все дверные проемы заложены». Кроме того, в здании храма были пробиты новые оконные проемы. От крыши остались лишь фрагменты. Не было пола, окон и дверей.

Второе освящение храма в честь святителя Тихона Патриарха Всероссийского.

Первое после запустения освящение храма собором священников

17 января 1990 года по благословению правящего архиерея, митрополита Ювеналия, собором священников было совершено первое после закрытия освящение храма в честь свт. Тихона Патриарха Всероссийского.

В освящении принимали участие протоиерей Владимир Воробьев, протоиерей Федор Соколов, протоиерей Александр Салтыков, протоиерей Дмитрий Смирнов, иерей Анатолий Фролов, протоиерей Аркадий Шатов, благочинный Клинского района протоиерей Борис Балашов. Престол был устроен в трапезной части храма.

Первые службы проходили в уцелевшей части храма. Престол установили в его трапезной части, отгородив временной алтарной перегородкой.  Кирпичные стены обтянули белой тканью. Под руководством настоятеля приход принялся за работу. Прихожане храма и простые горожане, школьники с их учителями приходили, чтобы вложить свою лепту и силы в общее дело.  Люди стали приходить в храм, обретая здесь духовную поддержку и утешение. Живая деятельность прихода привлекала молодежь.

Пасха 1990 год

Но не только о восстановлении храма приходилось заботиться настоятелю храма иерею Анатолию, в 1989 году, по его благословению был создан клиросный хор и церковно-певческая школа. Многие из первых воспитанников церковно-певческой школы стали священниками и регентами. Активная приходская жизнь привела молодое поколение в Церковь.

Гостями прихода были наставники и проповедники протопресвитер Виталий Боровой, протоиерей Герасим Иванов, тайный священник отец Глеб Каледа, протоиерей  Михаил Фортунато. С лекциями выступал доктор церковной истории Дмитрий Владимирович Поспеловский. Протопресвитер Виталий Боровой писал о нашем храме: «с глубоким волнением переживал радость молитвенного общения в Свято-Тихоновском храме с собратом и другом по служению Святой Церкви –           о. Анатолием (Фроловым)… Община верующих этого храма и его клир могут служить наглядным примером и уроком для всех, кому дороги интересы возрождения полнокровной приходской жизни в нашей Церкви…»

Известный ученый-геолог, занимавшийся научной работой по  истории и исследованию «Туринской плащаницы», Глеб Александрович Каледа (будучи тайным священником с 1972 г.) приезжал в Тихоновскую церковь для беседы с прихожанами. Отец Глеб был один из  тех, кто верой и молитвой, действием и свидетельством хранили Церковь — и сохранили ее по слову Божию: «врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18).

Духовно-миссионерский центр. 

Приход Тихоновского храма устанавливает духовные связи с Православным благотворительным Братством во Имя Всемилостивого Спаса.  Оно было организовано в 1990 году под духовным руководством замечательного святого старца затворника иеромонаха Павла Троицкого (1894-1991) и его любимого сотаинника и сподвижника в пастырском делании протоиерея Всеволода Шпиллера (1902-1984). Братство объединило духовные общины московских протоиереев: Владимира Воробьева, Аркадия Шатова, Дмитрия Смирнова, Александра Салтыкова, Валентина Асмуса, совершающих свое пастырское служение в г. Москве в храмах Николо-Кузнецком, царевича Димитрия при 1-й Градской (Голицинской) больнице, святителя Митрофания Воронежского. По благословению Святейшего патриарха Алексия II при активной поддержке Братства создан Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. Ректором Института избран духовник Братства — протоиерей Владимир Воробьев. Иерей Анатолий Фролов преподает  в Православном Свято-Тихоновском институте,  и  входит в состав Первого ученого совета.

В 1991 году начал свою работу духовно-миссионерский центр, было организовано Свято-Тихоновское братство. Патриарх Алексий II, поздравляя настоятеля храма Анатолия Фролова с Кириопасхой, пожелал,  «чтобы молитвами Святителя Тихона и трудами вашей общины, вашего братства ваш храм стал местом, где каждый житель вашего города находил бы себе духовную поддержку, черпал бы силы для противостояния раздорам, а в тяжелые минуты находил бы здесь духовное утешение». Издательство братства выпустило немало православной литературы, первые книги диакона Андрея Кураева, иеромонаха (ныне митрополита) Иллариона (Алфеева), справочник «Православная Москва», который выдержал четыре издания. С 1992 по 1996 год выходила первая православная газета в Клину «Ковчег».

Организация «Молодежь и Наследие» (Юнес де патримон) Франция, на расчистке завалов

Молодежь из международной организации «Юнес де Патримон» («Молодежь и Наследие») из Франции дважды (1990 и 1993 гг.) проводила летнее время вместе с прихожанами в трудах по восстановлению храма святителя Тихона.  Их силами было расчищено внутреннее пространство храма от строительного мусора. Всемирное содружество молодежи «Синдесмос» в 1992 году выбрало приход  святителя Тихона для проведения Международных консультаций по миссионерской деятельности.

3. Великое освящение  храма святителя Тихона Патриарха Всероссийского патриархом Алексием II.  Жизнь прихода.

Великое освящение храма. Обретение мощей святителя Тихона.

Много трудов по восстановлению храма понесла община церкви святителя Тихона. Господь помогал перенести все тяготы пути благодаря молитвам Святителя Тихона, патриарха Всероссийского. «Через скорбь — к радости, через крест – к Пасхе. Святитель Тихон носил в себе этот пасхальный дух, он был преисполнен веры в грядущее воскресение России, и эту святую уверенность он черпал из убеждения в том, что Господь есть победитель смерти…» говорил святейший патриарх Алексий II в своем пасхальном послании к настоятелю храма Анатолию Фролову. Бог подарил эту пасхальную радость иерею Анатолию — настоятель храма Святителя Тихона Патриарха всероссийского стал свидетелем обретения его нетленных мощей в Малом Соборе Донского монастыря 22 февраля 1992 года.

Обретение мощей патриарха Тихона в Донском монастыре, святейший патриарх Алексий

Все началось с пожара. Неизвестные, разбив окно, бросили в храм бутылку с зажигательной смесью. Огонь вспыхнул мгновенно, и лишь чудом удалось его остановить: жившая по соседству женщина, увидев из окна всполох пламени в монастыре, позвонила пожарным. Архимандрит Тихон (Шевкунов), свидетель обретения мощей, описывает, как отслужив молебен святителю Тихону, монахи приступили к раскопкам под полом Малого Собора. После долгих поисков был найден пустой склеп. Но вскоре выяснилось, что настоящее место захоронения патриарха было тщательно замаскировано.

«Сверху  склеп был покрыт огромной мраморной плитой. На наше счастье, — пишет архимандрит Тихон, тогда насельник Донского монастыря, — плита оказалась не цельной, состояла из нескольких каменных секций весом приблизительно по четыреста килограммов. Подняв одну из этих глыб, мы вновь опустили свечу внутрь. Перед нами был дубовый гроб, описание которого мы все хорошо знали. На нем лежала мраморная табличка: «Патриарх Московский и всея Руси Тихон», год и день интронизации, день и год смерти». Сразу после обретения мощей, патриархом Алексием II был отслужен благодарственный молебен, Святейший поздравил всех «с милостью Божией, которая явлена нам обретением места захоронения и останков святителя Тихона, Патриарха Московского».

Великое освящение храма свт. Тихона патриарха ВсероссийскогоСвятейший патриарх Алексий II и Блаженнейший Феодосий митрополит всея Америки и Канады на освящении храма свт. Тихона  30 сентября 1992 года по завершении реставрации алтаря и четверика, святейший Патриарх Алексий II освятил храм святителя Тихона Патриарха Всероссийского полным чином. В освящении принимали участие Митрополит Крутицкий и  Коломенский Ювеналий. Предстоятель православной церкви в Америке Митрополит Феодосий, другие епископы, священники и миряне. Патриарх Алексий II подарил настоятелю храма Анатолию икону Божией Матери «Всех скорбящих радость с грошиками», празднование которой приходится на  день  хиротонии отца настоятеля.

Невозможно было представить совместное служение представителей Русской Православной церкви и Русской Зарубежной церкви. Задолго до объединения церквей, молитвами святителя Тихона, храм был освящен Предстоятелями, разделенной тогда Русской Православной Церкви. Приезд митрополита всея Америки и Канады Феодосия не был случаен. Православная Америка почитает святителя Тихона не только как исповедника, но и как «просветителя земли Американстей».

Друзья прихода святителя Тихона.

Владыка Ювеналий и настоятель храма о. Анатолий

Владыка Ювеналий и настоятель храма иерей Анатолий

«Как верующие люди считаем Божественным чудом, что три года назад приняв это место, эти остатки от храма верой во всесильную помощь Божию, большим усердием настоятеля этого храма отца Анатолия и жертвами многих людей, не только на территории нашей страны, но и далеко за ее пределами, в короткий срок храм Божий преобразился и возродился», сказал митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в слове после освещения храма.  Особая дружба связывает приход храма святителя Тихона с Элладской Православной церковью. На протяжении многих лет нам оказывали духовную и материальную поддержку митрополит Александрос Монтикийский и Кентурийский, протопресвитер Георгий Скутелис – настоятель Троицкого храма в Афинах («Русский приход») и господин Георгас Мегкас Эняслидис.

В Тихоновском храме в разные годы побывали многие представители Православной церкви в Америке.  Предстоятели Православной Церкви в Америке в то время — митрополит Феодосий (Лазор), архиепископ Герман (Свайко) с паствой. Ныне покойный настоятель храма святителя Николая отец Евгений Вонсач (Вифлеем, Пенсильвания).

митрополит Иов Чикагский и монах Закхей Вуд

Ныне почивший архиепископ Чикагский Иов (Осацки) с архимандритом Закхеем (Вудом), настоятелем храма свт. Екатерины на Всполье, были частыми гостями прихода.  Благодаря их поддержке, один из наших прихожан, Алексей Куренков (в настоящее время протоиерей, проректор Белгородской семинарии), получил возможность окончить Свято-Тихоновскую семинарию (США). Одним из благотворителей нашего прихода стала Элизабет Гассин, которая часто приезжает  к нам из Америки. Элизабет прекрасно владеет русским языком. Много времени она отдает детям и проводит занятия в нашей воскресной школе.

Особая страница истории прихода связана с деятельностью лютеранского пастора Урса Дормана и членами его общины апостола Иакова (г. Виттлое, Германия). Наши немецкие друзья много раз приезжали к нам потрудиться на восстановлении храма и церковного дома. Многолетняя дружба связывает приход храма свт. Тихона с  Адольфом и Эдит Баэр, членами общины апостола Иакова.  По приглашению общины хор храма святителя Тихона неоднократно посещал Германию, где состоялись концерты русской духовной и народной музыки.

Пастор Урс Дорман со своей общиной                   в гостях у прихода

В гостевой книге нашего прихода оставили свои добрые пожелания люди, приезжавшие к нам из двадцати стран мира. Подробнее… (переход в раздел Деятельность прихода. Друзья прихода).

Освящение второго престола храма в честь святителя Филарета Митрополита Московского.  Деятельность прихода. Священство.

В 1995 году по благословению митрополита Ювеналия в церкви свт. Тихона был освящен второй престол, в честь свт. Филарета Митрополита Московского. В этом же году патриарх Алексий II второй  раз посещает возрожденный храм.

Икона святителя Филарета Митрополита Московского

Над воссозданием архитектурного облика храма трудились архитектор Любовь Алексеевна Белова и реставратор Сергей Никонюк. Их стараниями по старым фотографиям были разработаны чертежи для реставрации. Прекрасная шатровая колокольня украсила храм, так было завершено возведение храма в первоначальном виде. В отреставрированном здании бывшей тюрьмы разместился приходской дом, в нем действует библиотека, фонды которой состоят как из церковной, так и из лучших образцов светской литературы. Иллюстрированные альбомы по разным видам искусства, книги по философии, периодике, в том числе зарубежные православные журналы.

Силами прихода в 1995 году была подготовлена и проведена в Клину научно-практическая конференция «Православие, современное общество и тоталитарные секты», в которой участвовали более 300 человек. Это была первая антисектанская конференция в Подмосковье.

Многие участники восстановления храма стали на священнический путь. Так, преподаватель воскресной школы Сергей Михайлович Полянский в 1994 году принял иноческий постриг с именем Тихон, его небесным покровителем стал святитель Тихон патриарх Всероссийский.  В настоящее время игумен Тихон (кандидат философских наук преподаватель кафедры теологии ПСТГУ) служит настоятелем Троицкого храма села Захарово.  Нынешний проректор Белгородской Духовной Семинарии и  руководитель Сектора «Подготовки миссионерских кадров» Миссионерского отдела Московского Патриархата протоиерей Алексий Куренков, учился в Воскресной школе нашего храма, после преподавал в ней и избрал дальнейший священнический путь. Будущий иерей Андрей Маценов, настоятель храма Богоюбской иконы Божией Матери в селе Покровка, нес послушание пономаря и просфорника  в Тихоновском храме со времени передачи его верующим.

Близким другом прихода был покойный игумен Кирилл (Федотов) первый, после долгих лет запустения, настоятель Старо-Голутвина монастыря в Коломне. С 2002 года отец Кирилл служил настоятелем храма Преображения Господня в селе Селинском, где хранится подаренная святителем Филаретом Митрополитом Московским Частица Честной Ризы Господней. Частым гостем прихода стал Дивеевский благочинный  протоиерей Андрей Торопов с семьей. Преподаватель кафедры Общецерковной истории Киевской Духовной Академии и Семинарии игумен Филарет (Гаврин) приезжает послужить в нашем храме. В разные годы в Тихоновском храме  служили священники: иеромонах Тихон (Полянский), иерей Анатолий Голобородько, иерей Михаил Кириллов стал клириком храма в этом году. Настоятелем, уже более двадцати лет, является протоиерей Анатолий Фролов.

 Дети в храме.

Первоначально была открыта церковно-певческая школа 1989 году, сразу после того как община верующих получила храм для восстановления. Здания школы тогда не было, занятия проходили в деревянном домике, построенном рядом с храмом в первую очередь. Было тесновато, но это не мешало общему делу и укрепляло дружный приход. Дети стали помогать в проведении богослужений, пели на клиросе. Занятия с детьми проводили Геннадий Иванович Белозерцев, регент Новодевичьего монастыря Любовь Михайловна Круглова.  Позднее школа размещалась в отдельном здании на улице Ленина, которое к тому времени передали церкви.  К 1995 году было отремонтировано здание тюрьмы при храме, и Воскресная школа заняла в нем свое законное место.

Среди первых учителей Валентина Григорьевна Куренкова, она преподавала закон Божий. В 70-е годы она участвовала в домашних литургиях тайного священника о. Глеба Каледы. В 1991 завучем школы стала Тамара Ивановна Семенова, учитель истории, много лет она посвятила работе в нашей Воскресной школе. Преподавателями школы часто становились  ее выпускники. Молодыми наставниками детей стали Алексей Куренков, Сергий Полянский, позднее принявшие священный сан, а также — Денис Матюхов, Светлана Архипова, Наталья Базынина, Юлия Семенова (Серебрякова).

Доброй традицией стало проведение летних православных лагерей. В 1994 году общиной и Братством был организован первый детский летний лагерь «Зернышко», при участии городского комитета по социальной защите. В лагере отдыхали дети из малоимущих семей. В рамках летних лагерей проводились паломнические поездки в Троице-Сергиеву лавру, Иосифо-Волоцкий монастырь, Иверский монастырь на Валдае,  монастыри и храмы Москвы. Особенно полюбились детям поездки на Соловецкие острова. Вместе с отцом Анатолием дети служили литургию в полуразрушенном храме Троицкого скита на острове Анзер. Вместе преодолевали трудности, укреплялась дружба, любовь к родному храму, которая не оскудеет и через много лет.

В 1994 году в Клину открылся приют «Согласие» (ныне детский реабилитационный центр «Согласие»). Вскоре сюда приехал отец Анатолий и его помощники. Много встреч с людьми было и в реабилитационном центре «Импульс», куда и сейчас наш хор, бывшие воспитанники Воскресной школы, приезжает с концертами для инвалидов.

Приход церкви святителя Тихона много лет оказывал помощь Петровскому детскому дому. Около 40 детей приняли в нашем храме святое крещение. Трое из воспитанников детского дома обрели семьи. По возможности детскому дому передается материальная помощь, там сформирована библиотека духовной литературы. В 2000 году в детском доме была оформлена и освящена молельная комната. При содействии жертвователей для нее были написаны иконы и подарена необходимая утварь.

После 2000 года  летние детские лагеря дети нашего прихода стали проводиться в Болгарии и Греции, в чем приходу помогали наши греческие друзья. Учителя и ученики Воскресной школы, вместе с родителями отправлялись в дальние путешествия, где встречались с православными детьми из разных стран: Сербии, Болгарии, Греции, Украины. Паломничество по святым местам разных стран и совместный отдых стал основой  для дружбы детей.

И сегодня в Воскресной школе дети изучают Закон Божий, обиход церковного пения, музыкальную грамоту и церковно-славянский язык. Ученики школы ездят в паломнические поездки, участвуют в приходских торжествах, детских праздниках и спектаклях, которые устраиваются на Рождество, на Пасху,  и в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Стало традицией проводить масленичные гуляния  и детские концерты на  широкую Масленицу, во дворе у храма устраивается ледяная горка, проводятся конкурсы.

Большой радостью для прихожан стало открытие отделения Воскресной школы для малышей. С трех-четырех лет дети начинают постигать Слово Божие. Учителя Воскресной школы проводят занятия  по изучению Евангелия для детей, развивают творческие способности детей. Малыши учатся рисовать, петь и танцевать, учувствуют в поздравлении прихожан во время праздников. Старшие ученики готовят спектакли и концерты для прихода, а также помогают учителям работать с малышами. Важная роль в деятельности воскресной школы отведена родителям детей, нашим прихожанам. Они организовывают паломнические поездки, праздники, что укрепляет приход и позволяет проводить больше времени всем вместе. В настоящее время завучем школы работает Елена Борисовна Тезина. Подробнее… (переход в раздел Деятельность прихода. Воскресная школа).

Мастерские при храме.

В начале 90-х годов при храме святителя Тихона были созданы золотошвейная и иконописная мастерские. Над созданием внутреннего убранства храма трудились люди нашей общины, им удалось полностью удовлетворить нужды вновь открытого храма. Трудами приходских мастеров были изготовлены прекрасные облачения, написаны иконы.

Иконописная школа-мастерская при храме святителя Тихона создана в 1993 году. Руководитель мастерской – Саввин Вадим Олегович, окончивший художественное училище миниатюрной живописи в селе Федоскино. В школе обучались семь учеников, которые в настоящее время стали самостоятельными мастерами. Среди них Якубовский Сергей, Карцева Светлана и Глазовская Валентина, ныне преподаватель Иконописной школы Московской Духовной Академии. Главная задача школы-мастерской обучение иконописи в древнерусском стиле,  ориентируясь на образцы XIV-XV  веков.

Работы иконописцев нашей мастерской:

-написан четырехъярусный  иконостас церкви святителя Тихона (полностью);

-иконостас церкви Успения Пресвятой Богородицы (Клинский район, Боголепова пустынь);

-часть икон в иконостас церкви Рождества Богородицы в Путинках (г. Москва);

-отдельные иконы для церкви Преображения Господня (Клинский район, Спас Заулок), выполнено золочение пяти крестов;

-иконы и царские врата церкви Покрова Пресвятой Богородицы (Солнечногорский район, с. Головково);

— иконы в домовый храм Великомученицы Елизаветы в доме-интернате для престарелых и инвалидов г. Клина;

-иконы для церкви села Сабурово Сергиев Посад;

-иконы для кафедрального собора города Чикаго;

— иконы для православных храмов Америки и Германии, Греции.

Золотошвейная мастерская храма святителя Тихона была создана в 1991 году. Для обучения старинным традициям русского золотного шитья были приглашены педагоги: Амирова Марина Митхатовна и  Ушакова Мария Игоревна, преподаватель Свято-Тихоновского института. Руками золотошвей Коваленко И.И., Гончаровой В.М., Царапкиной Г.А., Коваленко И. И., Коваленко К.Н., Матюховой С.А.  созданы уникальные облачения – фелони, поручи, епитрахили, а также воздухи, плащаницы.

Первоначально мастерская располагалась в приходском здании на ул. Ленина, позже был открыт филиал под руководством Ксении Николаевны Коваленко в городе Торжок. Ксения Николаевна и ее ученики многие годы трудятся в этом старинном русском городе, издавна славившемся золотным шитьем. Ими созданы покровы, плащаницы, хоругви, епитрахили, облачения для священников и архиереев. Мастерская и по сей день выполняет заказы не только для нашего прихода, но и для других храмов, монастырей России  и за рубежом (Греция, Германия, США).

Деятельность приходских мастерских не ограничилась благоукрашением храма — созданием икон, облачений, всего необходимого для церковной службы. С 1993-96 годы при храме действовала уникальная компьютерная мастерская, ей руководил бывший сотрудник института физики Земли Олег Беляков. В 1994 году из бывших в употреблении компьютеров и комплектующих, присланных из Германии, собрали более сотни действующих и передали их храмам Московской епархии, Православному Свято-Тихоновскому Институту и многим епархиям. Подробнее… (переход в раздел Деятельность прихода. Золотошвеные мастерские. Иконописная мастерская).

Хор храма святителя Тихона.

Хор храма святителя Тихона был создан в 1989 году на основе клиросного хора, который много лет возглавлял Г.И. Белозерцев. Большую помощь  в организации хора оказала Нина Ивановна, жена протоиерея Иоанна Пташинского. Первоначальной задачей хора было  освоение обихода Русской Православной Церкви и участие в воскресных и праздничных Богослужениях. В 1998 году был записан первый альбом избранных духовных песнопений, куда вошли произведения П.И. Чайковского, Д. Бортнянского, А. Глазунова и других композиторов. Были выпущены аудиокассеты с записями акафиста Страстям Христовым, канон преп. Андрея Критского и акафиста Пресвятой Богородице.

Уже в начале 90-х годов хор начал сотрудничество с Государственным Домом-музеем П.И.Чайковского. Работники музея — частые гости в приходе. В свою очередь, музей организует экскурсии для учеников воскресной школы. Ежегодно в концертном  зале музея наш хор проводит Рождественский концерт. Традиционно на этих концертах выступают разные коллективы, друзья и гости прихода: Молодежный хор Никольского храма из Солнечногорска, Троицкий хор из города Троицка, Хор мальчиков и юношей из Конаково, Детский оркестр народных музыкальных инструментов из Конаково и многие другие.

С 2004 года художественным руководителем хора является Денис Николаевич Денисов, воспитанник Воскресной церковно-певческой школы храма Святителя Тихона, выпускник регентского отделения СТПБИ и Российской Академии Музыки им. Гнесиных. Хормейстером хора является регент храма Анна Валерьевна Прохина, также воспитанница Воскресной церковно-певческой школы храма.

На протяжении многих лет хор принимает участие в богослужениях не только в   городе Клин и районе, но и в разных городах России. Одной из ярких и неизменных традиций на протяжении более чем 10 лет в клиросной жизни хора является ежегодное ночное богослужение Великой Субботы, совершаемое мужским составом хора.

В 2006 году хор получил звание лауреата Международного конкурса им. С.И. Танеева. В 2009 года хор получил диплом Фестиваля вокально-хоровой музыки, посвященного столетию храма Святителя Тихона Патриарха Всероссийского.

В октябре 2010 года хор выступил на II Международном фестивале самодеятельных любительских хоров «Подмосковные вечера» в городе Троицк, по итогам которого от имени городской Администрации хору было вручено памятное благодарственное письмо.

В минувшем году на Рождественском концерте в Доме-музее Чайковского было представлена реконструкция старинного церковного обряда XVII века «Пещное действо», рассказывающего о чуде спасения трех отроков Анании, Азарии и Месаила в пещи огненной. Хор полюбился не только приходу, но и многим клинчанам. Клинское телевидение «Поиск» освещает деятельность хора, что позволяет познакомить с русской духовной музыкой и людей далеких от церкви.

В 2010-2013 годах наш хор принимал участие Международном фестивале православной  музыки «Святая Богородица — Достойно есть», в городе  Поморие в Болгарии, где  получил высокую оценку. Награжден дипломами Фестиваля – «Диплом за участие и отличное выступление», специальный «Диплом за смиренную и углублённую интерпретацию; за красивый звук и ансамбль, достойный для храма», «Дипломом за молитвенное богослужебное пение и интерпретацию православных традиций». Участие в музыкальном фестивале помогает сохранить своеобразие славянской культуры, дает возможность показать людям всю красоту и разнообразие музыкальных традиций разных стран, объединенных православием, и укрепляет братские отношения славянских народов. Подробнее… (переход в раздел Деятельность прихода. Хор храма свт.Тихона).

 

Служение людям с нарушениями слуха.

Служение людям с нарушениями слуха в храме свт. Тихона, патриарха Московского и всей России осуществляется уже пятый год. Все началось с инициативы Татьяны Серковой и с благословения протоиерея Анатолия Фролова. В настоящее время у нас уже сформировался костяк православной общины людей с нарушениями слуха г. Клина. Богослужения для глухих и слабослышащих проводятся по согласованию с сурдопереводчиками. Часто наш храм посещает протодиакон Павел Трошенкин, который является  одним из разработчиков перевода текстов Православного Богослужения на язык жестов. Людям было очень интересно «услышать глазами» ту службу, которую они не могли постичь до сих пор. Воскресные занятия  ними проводит Дмитрий Балашов. Неслышащие клинчане уже совершали паломничества в Новодевичий монастырь г. Москвы, Новый Иерусалим и в Литву. Подробнее… (переход в раздел Деятельность прихода. Служение людям с нарушением слуха).

Наши благотворители

Деятельность прихода постоянно поддерживают наши благотворители, да воздаст им Господь за временное – вечное, за земное – небесное и благое. Приход благодарен  Администрации Клинского района,  ОАО «Клинхлеб», ОАО «Химлаборприбор», «Сбербанк России» Клинское ОСБ № 2563,   ЗАО «Рекитт Бенкизер», ООО «Клинский продукт», ООО «Лакомка», ЗАО «КЛИНМОЛОКО».

Если вы хотите помочь нашему храму… (переход в раздел Помощь приходу, Реквизиты).

4.  100-летие  храма святителя Тихона Патриарха Всероссийского (1909-2009).

Торжественное богослужение. Празднование юбилея.

В октябре 2009 года исполнилось 100 лет храму святителя Тихона Патриарха Всероссийского в Клину. На престольный праздник 9 октября в храме св. Тихона служили праздничную Божественную литургию, посвященную 100-летию храма. Это день прославления святителя Тихона в лике святых. Вел службу благочинный Клинского округа священник Евгений Мальков в сослужении  настоятеля храма протоиерея Анатолия Фролова, игумена Феофана (Евдокимова), игумена Иоанна (Королькова), игумена Алексия Просвирина, протоиерея Алексия Тюкова, протоиерея Олега Денисюка, иерея Андрея Маценова, протодиакона Павла Трошенкина. Пел праздничный хор храма под руководством Дениса Денисова.

Храм с трудом вместил всех желающих принять участие в праздничной службе. На богослужение пришли не только прихожане, но и представители местной Администрации. С теплыми словами обратился зам. Руководителя Администрации района А.Н. Бизяев. Для слабослышащих людей велся сурдологический перевод. После службы состоялся крестный ход. К  празднику храм преобразился, стены украсили новые киоты с тонкой деревянной резьбой, выполненные специально для нашего храма.

В этот же день состоялась конференция в концертном зале Дома-музея П.И. Чайковского, на которой прозвучали два доклада. Первый доклад о Новомучениках и Исповедниках Российских прочел священник Александр Мазырин, кандидат исторических наук, магистр богословия и заведующий научным отделом новейшей истории РПЦ в ПСТГУ. Второй доклад был об особенностях преподавания православной культуры в школах. Автор доклада,  профессор Татьяна Владимировна Склярова, является заведующей кафедрой социальной педагогики и заместителем декана педагогического факультета ПСТГУ. Татьяна Владимировна — руководитель научного проекта «Религиозное образование в современной России». По окончании конференции выступил праздничный хор храма св. Тихона.

В связи с юбилеем храма в течение 2009 года  нашим приходом были организованы многие мероприятия. С июня по ноябрь  в выставочном зале МДЦ «Стекольный» клинчанам была представлена выставка «100-летие храма Свт. Тихона Патриарха Всероссийского» при поддержке Администрации города и Управления по делам культуры Клинского района. Во время экспозиции выставки  для школьников был устроен показ документальных фильмов о Патриархе Тихоне, о подвиге Новомучеников и Исповедников Российских, после просмотра проходили тематические беседы со священниками.

В октябре-ноябре 2009 года был проведен Конкурс детских работ, посвященных100-летию храма святителя Тихона, совместно с Управлением образования Администрации Клинского района, в рамках VII Московских областных Рождественских образовательных чтений «Молодежь – будущее России» и  фестиваля  детского творчества «Наследники православных традиций» и «Дорога к храму». Учащиеся общеобразовательных школ приняли участие в этом конкурсе. Дети писали сочинения на темы: «О патриархе Тихоне», «Родной храм», «Дорога к храму». В храме святителя Тихона состоялось торжественное награждение победителей, настоятель вручил детям дипломы и памятные подарки.

Приходом были организованы паломнические поездки на родину святителя                                                                                     Тихона патриарха Всероссийского город Торопец, Тверской области, и погост Клин, Псковской области, где родился Святитель. А также поездка в Москву к мощам Святителя и по местам, связанным с его жизнью и подвигом.

Были выпущены диски с записями проповедей исповедника ХХ в.,  нашего недавнего современника, протопресвитера Виталия Борового. К 100-летнему юбилею освящения храма нашим хором был записан и выпущен CD-диск «Духовная музыка конца XIX  начала XX веков». Основу диска составила духовная музыка таких композиторов, как: Ипполитов-Иванов, А.Д. Кастальский, П.Г. Чесноков,  диакон Сергий Трубачёв, С.И. Танеев, многих других.

Выставка,  посвященная 100-летию храма святителя Тихона

10 июня 2009 года в Выставочном зале при МДЦ «Стекольный» города Клин открылась выставка, посвященная 100-летию храма святителя Тихона Патриарха Всероссийского. На открытие выставки приехал настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российский в Бутово протоиерй Кирилл Каледа.  Он рассказал об истории Бутовского полигона и судьбах людей, пострадавших за веру, почти все Новомученики Клинского района были расстреляны на этом полигоне. Настоятель храма протоиерей Анатолий Фролов выступил со словами об истории нашего храма и о важности празднуемого события – 100-летия храма. Осмысление пройденного столетнего пути имеет большое значение не только для свидетелей этих событий, но также важно для всех ныне живущих людей, особенно для подрастающего поколения. Со словами поздравления и благодарности выступали благочинный иерей Евгений Мальков и многие священники Клинского округа. Выставка работала с июня по ноябрь, тем самым многим людям представилась возможность узнать новое об истории своего города и храма, который сотни клинчан считают своим, родным.

Основные темы выставки:

— Святитель Тихон патриарх Всероссийский, жизненные вехи, подвиг;

— Святитель Тихон Задонский — небесный покровитель Патриарха Тихона; —

— Патриаршество на Руси;

— Новомученики и исповедники Российские (Клинские);

— История нашего храма, жизнь прихода;

— Храмы Клинского благочиния, их история;

— Работы мастерских храма: иконы, золотное шитье;

— Хор храма святителя Тихона;

— Дети прихода храма святителя Тихона.

В экспозиции выставки были представлены документы о храме, старинные церковные книги из коллекций нашей библиотеки, церковная утварь, облачения, богослужебные сосуды, работы золотошвей нашей мастерской, священнические облачения, иконы, написанные  иконописцами, работы художников и фотографов о нашем храме.

По инициативе Управления по делам культуры Клинского района, 1 ноября 2009 года в выставочном зале МДЦ «Стекольный», в рамках празднования 100-летия храма Святителя Тихона Патриарха Всероссийского, прошел районный Фестиваль вокально-хоровой музыки с участием хоров Клинского района (приходских, школьных, любительских и профессиональных).  В нем принял участие и хор храма святителя Тихона.

Во время работы над выставкой значительно расширен список Новомучеников Клинских, благодаря участию Дмитрия Анатольевича Троицкого, преподавателя Московского Института Истории Культуры, во многом помогла его работа с игуменом Дамаскином (Орловским). Выставка познакомила людей с жизнью, деятельностью и жертвенным подвигом Новомучеников.

У многих посетителей выставки возникло желание побывать на местах, связанных с Новомучениками. Ответом на эту потребность явилась разработка на основе результатов  историко-краеведческих исследований паломнических и экскурсионных маршрутов по этим мес­там. Планируем дальнейшую работу прихода в этом направлении. Инициативной группой была составлена карта Клинского района с нанесением мест жизни и служения Новомучеников Клинских. Работу по подготовке материалов к выставке провели Юлия и Николай Серебряковы, преподаватели Богословского факультета ПСТГУ, Юлия Симанова, Светлана Архипова, Сергей Романов.

Выставочные стенды посвящены истории храма святителя Тихона, неотъемлемо связанной с  историей России. Судьбы многих людей объединила история одного храма. Подобно испытаниям, постигшим нашу многострадальную Родину в двадцатом веке,  храм пережил разные эпохи: создание, разрушение и возрождение. Создатели выставки и люди, которые с ней познакомились, на примере истории храма святителя Тихона, увидели подвиг веры русского православного народа. И сегодня с новой силой звучат слова Святителя Тихона Патриарха Всероссийского: «В православной вере стойте, родных преданий держитесь, и храм Божий любите. Объединяясь около храма, вы и из самих себя созидайте храм духовный». Подробнее… (переход в раздел Деятельность прихода. Выставка к 100-летию храма).

Эпилог.

Вся эта обширная деятельность прихода  храма во главе с настоятелем  для духовного блага людей стала возможной благодаря молитвенному предстательству свт. Тихона Патриарха Всероссийского.

Замечательно глубокую характеристику почившему Предстоятелю Русской Церкви патриарху Тихону дал митрополит Сергий (Страгородский), впоследствии Патриарх, в слове, произнесенном за литией в дни траура: «Его святительская деятельность и до избрания в Патриархи не сопровождалась внешним блеском. Его личность не была заметна. Казалось, что он не имел никаких особенных дарований, которыми мог бы блистать. Как будто даже ничего не делал. Не делал, но при нем какой-то маленький приход превратился в Американскую Православную Церковь. То же было и в Литве, и в Ярославле… То же повторилось и здесь. Казалось, что он ничего не делал, но тот факт, что вы собрались здесь… есть дело рук Святейшего. Он на себе одном нес всю тяжесть Церкви в последние годы… По своему характеру святитель отличался величайшей незлобивостью и добротой. Он всегда одинаково был верен себе: и на школьной скамье, и на пастырской и архипастырской ниве, вплоть до занятия Патриаршего Престола. Он имел особенную широту взгляда, способен был понимать каждого и всех простить. А мы очень часто его не понимали, часто огорчали своим непониманием, непослушанием, отступничеством. Один он безбоязненно шел прямым путем служения Христу и Его Церкви. За что любил его православный русский народ? Любил православный народ своего Патриарха потому, что он взрастил эти богатые добродетели на почве церковной при благодатной помощи Божией. «Свет Христов просвещает всех», — говорит слово Божие, и этот свет Христов был тем светочем, который путеводил почившего во время его земной жизни. Будем надеяться, что за высокие качества милосердия, снисходительности и ласки к людям Господь будет милостив к нему, предстоящему перед Престолом Божиим».

Источники:

  1. Центральный Исторический Архив Москвы (ЦИАМ), архивная справка  №5127(03)/349 от 25.01.2007.
  2. Списки репрессированных. Архив ЦА ФСБ РФ. ПСТГУ.
  3. «Жития Новомучеников и Исповедников Российских XX века Московской епархии. Под общей ред. Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Тверь: «Булат», 2002 – 2006.
  4. Жития Новомучеников и Исповедников Российских XX века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским),- Тверь, «Булат», 2005 – по настоящее время.
  5. Рукопись «Ведомость о церкви от 08.03.1925».
  6. План  г. Клин 1899г. Краеведческий музей г. Клин.
  7. План г. Клин Московской губернии 1918 г. Краеведческий музей г. Клин.
  8. А. С. Назаров. Клинское восстание.  Белая Гвардия. N 6. Антибольшевицкое повстанческое движение. М., Посев. 2002. С. 135-144.
  9. Патриарший крест. А. И. Яковлев. Паломник. Москва 2008.
  10. Житие и служение святителя Тихона, Патриарха Московского.  Игумен Георгий (Данилов). – Нижний Новгород: Издательский отдел нижегородской епархии, 2008.
  11. Наша история. 100 великих имен. Патриарх Тихон. «Де Агостини». Россия. 2011.
  12.  Жизнь патриарха Тихона. Ю. В. Серебрякова. 2009.
  13.  Жизнь и служение святителя Тихона Задонского. Ю. В. Серебрякова.2009.
  14.  История храма свт. Тихона патриарха всероссийского г. Клин. С. Архипова.2009.
  15.  Храм святителя Тихона Патриарха Всероссийского. Московский Церковный  Вестник, 2002. Редакторы А. О. Морозов, О.В. Чапнина.
  16.  Виктор Аксючиц.  Статья «Вавилонское пленение. (Русская Православная Церковь в ХХ веке)».
  17.  «За веру пострадавшие». Доклад в Библиотеке истории русской философии и культуры «Дом А.Ф.Лосева». Д.А. Троицкий. 2011.
  18.  Жизнеописание митрополита Анастасия. Архиепископ Аверкий (Таушев).
  19.  Русский крестоносец. Протоиерей Владимир Востоков (1868 — 1957). Андрей Иванов. Русская линия. (rusk.ru).
  20.  Архив хора храма свт. Тихона Патриарха Всероссйиского, г. Клин. Сергей Романов

Биографические справки

Иерей Сергей Николаевич Щедров.

Сергей Николаевич родился в семье диакона. Окончил курс наук в Московской духовной семинарии в 1893 году. Был учителем церковно-приходской школы в деревне Сьяново Серпуховского уезда Московской губернии с 1894 по 1898 годы. 10 сентября 1898 года определен и посвящен  в  священника Тихоновской церкви города Клина, что при тюремном замке. От сей церкви, по недовольству тюремного начальства, определен к московскому Дмитрие-Селунской, что на Благуше церкви 13 августа 1916 года, но 3 августа 1916 года перемещен настоятелем Успенской церкви г. Клина.

Состоял: законоучителем клинской женской гимназии с 1904 года, собеседователем с нижними частями подведомственными клинскому военному начальнику с 1899 г., ведет собеседования с народом в клинском Троицком соборе.

Награжден: «за особое усердие и ревность в прохождении должности учителя церковно-приходской школы книгой Библия в 1898 году; бронзовой медалью за первую всеобщую перепись в 1897 году; за особое усердное служение в священстве набедренником в 1906 году, бронзовой медалью в память 300-летия дома Романовых, серебряной медалью за участие в деятельности Красного Креста, скуфьей в 1909 году, камилавкой в 1912 году».

«Выражена высочайшая благодарность Государя Императора Николая Александровича за участие построении нового храма при клинской тюрьме в память избавления Его Величества от грозившей в 1907 году опасности. Указ Московской Духовной Консистории от 28 сент. 1907 года». Имел жену Анастасию Петровну и детей: Людмилу, Николая, Бориса, Всеволода, Анатолия и Нину.

Протоиерей Владимир Востоков.

Владимир родился 11 июля 1868 года в семье сельского священника Игнатия Матвеевича Востокова, около 40 лет прослужившего в Троицкой церкви села Голочелово Московской губернии. В 1888 году Владимир Востоков окончил Московскую Духовную семинарию, затем Московскую Духовную академию и 30 мая 1891 года был рукоположен в сан иерея. Первоначально служил в селах Московской епархии, затем в Москве, в храме вмч. Георгия (1903г.), позже был настоятелем церкви Института благородных девиц (1906г.) и церкви мч. Никиты. Вскоре о. Владимир стал известен на всю Москву, как выдающийся проповедник, борец за народную трезвость, обличитель социализма и видный церковный писатель и публицист. С 1915 года он служит в церкви свт. Тихона в Клину.

В канун революции по приглашению еп. Андрея (Ухтомского) о. Владимир перевелся в Уфимскую епархию. После переворота 1917 года, он увлекся идеей крестьянской и рабочей власти, но вскоре понял, что горько ошибся и выступил с горячей проповедью против большевиков, за что был объявлен ими вне закона. Перебравшись на подконтрольный Белой армии юг России, о. Владимир стал одним из активных сторонников восстановления монархии. В 1919 году он составил «Сыновнее обращение» к Юго-Восточному Собору, который проходил в Ставрополе, где призвал дать оценку принципам коварной революции, избрать Земский Собор, выработать государственные законы, опирающиеся на евангельскую правду. Но обращение не было даже зачитано на Соборе. Не были поддержаны вождями Белого движения и монархические устремления о.Владимира. 15 ноября 1920 года Севастополь был взят красными. С уходом белых из Крыма о.Владимир эмигрировал в Сербию, где служил законоучителем в русской гимназии и настоятелем храма в г. Великий Бечкерек. В 1944 году при приближении Красной Армии к Сербии он перебрался в Австрию. Остаток жизни он провел в США, куда переехал в 1951 году. С 1951 по 1957 год, он служил настоятелем церкви свт. Тихона Задонского в Сан-Франциско. Скончался прот. Владимир Востоков 5 августа 1957 года, похоронен на Сербском кладбище г. Сан-Франциско.

 

Митрополит Анастасий Грибановский.

Родился будущий митрополит Анастасий в 1873 году в семье приходского священника села Братки Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Окончил Тамбовскую Духовную семинарию, в 1897 году – Московскую Духовную академию. В 1898 году пострижен в монашество. В 1901 году – возведен в сан архимандрита и назначен ректором Московской Духовной семинарии. С 1906 года – епископ Серпуховской. С 1916 года возведен в сан архиепископа. В 1917 году владыка Анастасий принимал участие в Поместном Соборе Русской Церкви, где выступал за избрание свт. Тихона (Белавина). После 1917 года архиепископ Анастасий окормлял Белую армию. С 1919 года – в эмиграции, где вел активную церковную деятельность. В 1935 году возведен в сан митрополита. Проживал в Югославии. В 1936 году после кончины первоиерарха Русской Православной Церкви Зарубежом митрополита Антония (Храповицкого) Собором архиереев единодушно был избран главой Зарубежной Церкви. В августе 1938 года в Сремских Карловцах под его председательством был созван второй Всезарубежный Церковный Собор из епископов, клира и мирян. Собор дал четкую духовную оценку состояния мира и русской эмиграции накануне Второй мировой войны. Когда война началась, владыка разделил мо своей паствой все ее ужасы и лишения.

В сентябре 1944 года при приближении советских войск к Белграду Архиерейский Синод Русской Православной Церкви Зарубежом во главе с митрополитом Анастасием эвакуировался в Вену, затем в Мюнхен.

В 1950 году владыка уехал в Америку, там он вел обширную просветительскую деятельность. При его участии состоялось прославление Зарубежной Церковью святого праведного Иоанна Кронштадского. В 1964 году митрополит Анастасий ушел на покой. Скончался он 22 мая 1965 года. Похоронен Блаженнейший митрополит Анастасий (Грибановский) в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. Его перу принадлежат ценные книги, среди которых: «Беседы с собственным сердцем» (1935), «Сборник избранных сочинений» (1948), работа о Пушкине и многое др.

Троицкий  Алексей  Константинович.

Родился в  1885 году в селе Покровское Шереметьево  Рузского уезда Московской губернии. Отец его был дьяконом. Алексей окончил Волоколамское духовное училище в 1901 г. Служил дьяконом в Тихоновской Тюремной церкви города Клин до 1920 года. Переведен  в Покровскую церковь села Хотьково Сергиевского уезда Московской губернии, там он служил до 1928 года. Диакона Алексея арестовали 22 мая 1928 года по ложному обвинению в покушении на заместителя агитпропа Костомарова. Осужден за «антисоветскую деятельность». Приговорен к трем годам лишения права проживания в шести городах губерниях с прикреплением определенного места  жительства. Был заключен в Бутырской тюрьме и в тюрьме Ростове, Ярославской области.

Дальнейшая судьба неизвестна.

Реабилитирован 15 августа 1991 года.

Архив ЦА ФСБ РФ. ПСТГУ. Факультет ИПМ

Александр Семенович Назаров.

В апреле 1917 года А. Назаров окончил Клинское реальное училище и по просьбе отца стал помогать ему в коммерческих делах: они владели в Клину кожевенным заводом, который назывался «Торговый дом С.Н. и Ю.Б.» После того как А. Назаров отказался выплатить контрибуцию новым властям, он оказался в клинской тюрьме. Откуда вместе с другими коммерсантами был вызволен возмущенными рабочими. Стихийно возникшее восстание против рабоче-крестьянской власти окончилось ничем. Комиссары снова заняли свои места в Совдепе. Нескольких человек, в том числе автора воспоминаний, объявили зачинщиками, вновь арестовали и устроили над ними в Москве показательный суд, на котором приговорили к разным срокам заключения.

А. Назаров оказался в Орловской каторжной тюрьме. Уже приговоренный к расстрелу, он чудом остался жив: в октябре 1919 года Орел освободила Добровольческая армия. Позже он эмигрировал.  Свои воспоминания А.Назаров написал в Софии в 1926 году.

Долгое время широкому кругу историков были недоступны документы, по которым можно было бы изучать гражданскую войну в центральных регионах России. Публикуемые на страницах «Белой Гвардии» воспоминания студента А. С. Назарова позволяют исследователям узнать подробности ранее практически неизвестных Клинского, Звенигородского и Московского левоэсеровских восстаний. В воспоминаниях подробно описан красный террор большевиков. Клинское восстание весьма интересно для историков. Зачинщиками восстания выступили рабочие, поддержавшие дирекцию своего завода, как это не покажется расхожим с традиционным утверждением о непримиримых противоречиях между пролетариатом и предпринимателями. Интересны также приводимые факты об организации руководства заводом в период «рабочего контроля». Воспоминания Назарова позволяют представить размеры народного недовольства властью Советов, причем уже вскоре после победы большевицкого переворота. Данный документ хранится в Государственном архиве Российской Федерации – ф. 5881, оп. 2, д. 526 .

 Клин 2011 г.