Святитель Тихон Задонский Чудотворец

Жизнь и служение святителя Тихона Задонского 1724 — 1783

Святитель Тихон Задонский — небесный покровитель Святейшего патриарха Тихона. При пострижении в монашество Василий Беллавин был наречен Тихоном – в честь известного святителя.

Святителя Тихона Задонского до пострижения в монашество звали Тимофеем. Родился он в селе Короцко Валдайского уезда Новгородской губернии в многодетной семье дьяка Савелия Кириллова. Отец умер рано и семья его, оставшись без кормильца, жила впроголодь. Тимофей был воспитан матерью и старшим братом, унаследовавшим отцовскую должность.

«Как-де я начал себе помнить, — рассказывал Святитель, — в доме при матери нашей (отца своего я не помню) было нас четыре брата и две сестры: большой брат дьячкову должность отправлял, средний же брат взят был в военную службу, а мы все еще малы были и в великой жили бедности… и потому мать наша в великом прискорбии была о воспитании нашем».

Так как семья терпела большую нужду, мать Тимофея, скрепя сердце, решила отдать Тимофея богатому соседу – бездетному ямщику, который предложил взять Тиму, мальчику кроткого и ласкового нрава, на воспитание, усыновить его и сделать своим наследником. Остановило решение матери заступничество старшего брата. Мать уже вела сына к ямщику, когда встретила на дороге старшего сына. Узнав в чем дело, тот бросился матери в ноги, умоляя ее не отдавать Тиму в чужие люди, а оставить его дома. «Ведь ямщику отдадите, то ямщиком он и будет; я лучше с сумою по миру пойду, а брата не отдам ямщику, — постараемся обучить его грамоте, то он сможет в какой церкви в дьячки или пономари определиться». Так Тимофей остался в семье.

Вспоминая незадолго до кончины свое детство, святитель не выражает ни горечи, ни озлобления, но только благодарность Богу за духовный опыт, данный ему в семье и скорбных обстоятельствах детских лет: «Слава Богу о всем! Слава Богу, яко о мне недостойном промышлял! Слава Богу, яко помогал мне в многоразличных искушениях, бедах и напастях! Слава Богу, яко мене печалующегося утешал! Слава Богу, яко мене отечески наказывал! Слава Богу и о прочих Его благах, которые мне к содержанию и утешению моему подавал! Столько я от Него получил благодеяний, сколько дыхал! Слава Богу о всем… «.

В 1735 году указом императрицы Анны Иоановны (можно дать ее портрет) всех детей из семей духовенства, не обучающихся в школах, надо было исключать из духовного звания и отдавать в солдаты – проводился очередной «разбор» духовенства. Усилиями другого старшего брата, взявшего на себя расходы по обучению, Тимофею удалось избежать грозящей ему опасности и в 13 лет он поступил в духовное училище при Новгородском архиерейском доме.

В 1740 году принят на казенное содержание (как ребенок из бедной семьи без отца) в устроенную в Новгороде при Антониевом монастыре семинарию (литография монастыря св. Антония Римлянина 1860 года). Казенное содержание было большим облегчением, но все же нужда Тимофея не оставляла. «Я начал продолжать учение на казенном коште и терпел великую нужду, и так бывало: когда получу казенный хлеб, то из одного половину оставлю для продовольствия себе, а другую половину продам: куплю свечу, с нею сяду на печку и читаю книжку». В довершение бед в год поступления в семинарию скончалась мама будущего святителя, и эта потеря заставила его остро осознать свое одиночество. Бедность сироты была предметом постоянных насмешек со стороны богатых семинаристов. «Матушка моя скончалась, а богатых отцов дети, соученики мои, играют или найдут отопки, то-есть, осметки лаптей и начнут смеяться надо мною и оными махать на мене, говоря: «Величаем тя»». Жестокость этих молодых людей была посрамлена историей: когда Тимофей стал епископом, им и в самом деле надо было кадить ему, воздавая честь.

Из-за недостатка преподавателей, учиться в семинарии ему пришлось 14 лет. Но учился Тимофей отлично, поэтому по окончании семинарии (в 1754 году), будучи 30 лет от роду, остался там преподавать греческий язык, риторику и философию. Получив возможность иметь заработок, Тимофей тут же взял к себе на содержание одну из старших сестер, к тому времени овдовевшую и сильно нуждавшуюся.

По окончании семинарии Тимофей получил от архиерея фамилию Соколов. Почти до середины 18 века священников в середине XVIII века в России именовали только по личному имени и названию церкви. Во второй половине XVIII века стали добавлять и фамилию. В духовных семинариях был установлен такой порядок: перед выпуском приезжал местный архиерей и сам давал фамилии каждому завтрашнему священнику. Очень часто, давали фамилии по видам птиц. Самые частые из «птичьих» фамилий – Лебедевы, затем Соколовы, Орловы. Соколов и Орлов символизировали «возвышенность», пожелание высоты духовного полета.

В семинарии Тимофей укрепляется в желании вести уединенный, созерцательный образ жизни.  Однажды ночью, когда, по привычке, он бодрствовал и размышлял, Тимофей вдруг увидел, что «небеса разверзлись и там такое сияние и светлость, что бренным языком сказать и умом понять никак невозможно; то только сияние было кратко (почти одноминутно), и паки небеса натурально в своем виде стали, и я от чудного видения более горячее возымел желание к уединенной жизни, и долго, после оного чудного видения, чувствовал и восхищался умом, да и ныне, когда вспомню то, ощущаю в сердце моем некое веселие«.

10 апреля 1758 года он был пострижен в монашество и наречен Тихоном. Вскоре Тихона рукоположили во иеродиакона, а затем и во иеромонаха.

В 1759 году иеромонаха Тихона перевели в Тверь с возведением в сан архимандрита Желтикова монастыря (есть в википедии фото[1]). Отец Тихон был определен ректором Тверской семинарии (фото[2]) и одновременно настоятелем Отроча монастыря (фото[3]). В мае 1761 года он был посвящен в сан епископа и по жребию поставлен викарием Новгородской епархии. Промысл Божий в этом был для всех очевиден: при наличии 8 кандидатов три раза вытягивали записку с именем архимандрита Тихона.

По обычаю, новый архипастырь был торжественно встречен Новгородским духовенством. Среди встречающих Тихона было много его старых товарищей по школе, «в то время иные из них священниками и диаконами были, оные-ж и пришли ко мне, по обыкновению для принятия благословения, но я им сказал: вы, братцы, смеялись надо мною, когда были малолетними детьми, и отопками на мене махали, теперь же и кадилами будете кадить. А они сказали мне: «Прости, владыка святый!» Я же сказал им: «Я шутя вам говорю, братцы».

В 1763 году императрица Екатерина Великая (дать портрет) сама избрала владыку Тихона, хотя имя его не значилось в списке кандидатов, и назначила на должность епископа городов Ельца и Воронежа.  Его епархия (можно в гугле найти карту) была в то время одной из самых обширных в России и весьма трудной для управления. За последние 80 лет население ее стало смешанным: казаки, украинцы, бывшие крепостные люди, бежавшие от господских наказаний, великороссы, перемещенные из Центральной России для защиты от татарских набегов, бродяги. Весь этот люд жил на берегах Дона, в атмосфере беспорядков и распущенных нравов, с которыми Тихону пришлось бороться в течение всего срока его епископства.

Владыка Тихон пробыл на Воронежской кафедре только четыре года и семь месяцев, но его деятельность, как администратора, как педагога и как духовного наставника была поразительно активной. Прежде всего, он взялся за преобразование и воспитание духовенства, которое было в то время весьма невежественным и нерадивым. Многие священники не знали и не понимали порядка и смысла богослужения, не умели бегло читать и писать, не имели Евангелия, распространенным среди них был порок пьянства. Но святитель говорил: «Если свет померкнет, что будет освещать живущих в доме? Если волк похитит пастыря, кто будет стеречь? Если начальник сойдет с правильной дороги и заблудится, смогут ли идущие за ним не сбиться с прямого пути?» Владыка Тихон распорядился, чтобы, после проверки духовенства епархии, всех незнающих службы и чтения присылали к нему. Многим священникам он сам объяснял сущность таинств и молитв. В это время он написал множество наставлений, которые помогали духовенству соответствовать высоте и задачам своего служения. При святителе были открыты две школы и восстановлена духовная семинария в Воронеже (больше не удалось сделать из-за отсутствия средств).

Владыка Тихон был строг и требователен, чувствуя свою ответственность за вверенные ему Богом души. Но он относился к духовенству как старший брат, и даже когда ему приходилось отдавать строгие приказания, обращался с подчиненными доброжелательно, проявляя глубокое милосердие к провинившемуся собрату. Однажды, отлучив временно какого-то священника от должности, Тихон взял на себя содержание его и его семьи.

В самом Воронеже святитель искоренил древний языческий обычай – празднование в честь Ярилы (по языческим верованиям – бога Солнца и плодородия).  Праздник этот сопровождался пьянством и неистовыми плясками толпы под предводительством юноши в бумажном колпаке, украшенном бубенцами, лентами и цветами, с набеленным и нарумяненным лицом, изображавшего собою Ярило. 30 мая 1765 года в самый разгар безобразия владыка Тихон неожиданно появился на площади и, грозно обличая «смердящий» праздник, угрожал отлучением от Церкви. Сила слова святителя привела к тому, что в один миг на его глазах толпа разнесла в щепки балаганы и лавченки и чинно разошлась по домам. С тех пор праздник Ярило больше не повторялся в Воронеже.

Другое направление служения святителя – исправления нравов дворянства, зараженного в екатерининское время духом вольнодумства и безбожия. Показателен один случай. Однажды в гостях святитель вступил в беседу с юным вольтерьянцем и кротко, но сильно стал опровергать его. Собеседник вышел из себя и дал святителю пощечину. Владыка Тихон тут же упал юноше в ноги с мольбой о прощении – и этим так на него подействовал, что он с тех пор сделался хорошим христианином.

Огорчения святителя от состояния епархии, усердные труды по ее исправлению, нравственные страдания окончательно расстроили слабое здоровье владыки Тихона; а с детства хранимое желание отшельнической, уединенной жизни побудило его весной 1766 года послать прошение об увольнении на имя императрицы Екатерины. В своем прошении он писал, что «уже в крайнюю пришел слабость. По своей должности отправлять дел, которых по здешней епархии много и трудные, и мне, по немощи моей несносны, и служить, не могу». Святитель просил дозволения уйти на покой и поселиться в каком-нибудь монастыре Воронежской епархии.

Императрица изъявила согласие.

В 1767 году епископ Тихон поселился в Толшевском монастыре (есть фото) –  окруженном непроходимыми лесами и болотами, в 40 верстах от Воронежа. Издавна монастырь этот служил местом ссылки для духовенства и монахов, провинившихся нарушением дисциплины и нравственности. Владыке Тихону там нравилось, он говорил: «Здесь самая монастырская уединенная жизнь». Он надеялся окончить свои дни в этой обители, но к осени его слабое здоровье расстроилось еще более. «Эх! если бы не вода здесь гнилая, не подумал бы я никогда в иной монастырь идти жить», — рассказывал он.

В 1769 году он покинул Толшевский монастырь и поселился в Задонском, где и жил до конца своих дней.

Жизнь святителя в Задонском монастыре

(с марта 1769 г. до праведной кончины в августе 1783 г.)

Святитель Тихон всегда оставался в первую очередь монахом. Все время его, за исключением 4-5 часов отдыха, проходило в богословских занятиях и молитве. Обстановка его кельи была самая простая: несколько икон, постель, над нею на стене изображение страждущего Христа, маленький стол с книгами и все. Его келейник вспоминает: «Постеля у него была — коверчик постлан, да две подушки, одеяла не имел, но шубу овчинную, китайкою покрытую».

Пищу, несмотря на слабость сил, употреблял скудную. Во время еды имел привычку слушать чтение Ветхого Завета. Иногда, заслушавшись или задумавшись над слышанным, забывал еду и начинал плакать.

Иногда он уезжал в Толшевский монастырь, чтобы помолиться в уединении.

Строгий к себе, он был любовно снисходителен к слабостям других. Его глубокое смирение и всепрощение были тем замечательные, что по природе он был человек горячий и нервный. Он до земли кланялся своему келейнику, если видел, что тот оскорбился каким-нибудь его замечанием; будучи ученым богословом и талантливым писателем, смиренно брал уроки духовной мудрости и утешения у простых, неграмотных, но благочестивых монастырских старцев.

Любил свт. Тихон беседовать с простым народом, утешал его, увещевал не роптать против начальства и господ, разоренным помогал деньгами. На благотворения шла вся его 500-рублевая пенсия и все, что он получал в дар от знакомых. Из монастырской слободы к нему ходили дети, которых он учил молитвам и приучал к богослужению. Он был миротворцем в ссорах окрестных дворян и ходатаем перед ними за их угнетенных крестьян.

В этом монастыре была написана большая часть творений святителя.

За три года до кончины святитель каждый день молился: «Скажи ми, Господи, кончину мою». Во время утренней молитвы Бог ему открыл, что смерть придет к святителю «в день недельный». Как и было возвещено, в воскресенье 13 августа 1783 года святитель Тихон скончался – на 59 году жизни. В 1861 году святитель Тихон Задонский был прославлен в лике святых.

________________________

Творения св. Тихона Задонского

Святитель Тихон Задонский жил и учил в эпоху кризиса и распада христианской общественности в России. Царствование Екатерины II и ее секуляризационная политика (лишение Церкви земель, обмирщение культуры и т.д.), привели к отчуждению интересов русского общества от целей, полагаемых ему Церковью. Как никто другой, святитель Тихон видел и чувствовал: истинные христиане, старающиеся жить по заповедям Христовым, отныне подлинно одиноки в мире, еще носящем имя христианского, но по сути Христа уже отвергшем. Страдая об этом и зная, что мир без Бога не устоит и жизнь человека без Бога бессмысленна, задонский святитель словом и делом призывал: «Спасайся!»

Излюбленная тема книг святителя — умение отыскивать духовный смысл в явлениях и событиях видимого мира.

Основные книги святителя:

  • Сокровище духовное, от мира собираемое
  • Об истинном христианстве
  • Наставление монашествующим
  • Наставление о собственных всякого христианина должностях
  • Наставление христианское. Прибавление о взаимных должностях христианских
  • Плоть и дух, или собрание некиих нравоучений из Святого Писания Нового Завета и Псалмов и толкователя Святого Писания Златоустаго, Великого вселенныя Учителя, с приложением рассуждений, в пользу духовную сочиненные
  • Разные проповеди, сочиненные и говоренные в Воронежской епархии

Автор Юлия Серебрякова