Поездка в Тихвин и Свирский монастырь

Паломники вернулись из поездки в Тихвин и Свирь, познакомились со святыми местами Русского Севера и их святынями. Слава Богу за все!

31178795

Преподобный Александр Свирский

Дважды за всю историю человечества открывался Троичный Бог телесному человеческому взору — первый раз святому Аврааму у Мамврийского дуба, знаменуя великое милосердие Божие к роду человеческому; второй раз — на русской земле святому преподобному Александру Свирскому. Что значило это явление новозаветному святому — не будем дерзать отвечать. Только будем стремиться почтить эту землю, тот монастырь, который был воздвигнут на севере русской земли по велению Бога-Троицы и самого «новозаветного Авраама» — преподобного отца нашего и чудотворца Александра.
Преподобный Александр — один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после своей праведной кончины — а именно через 14 лет. Живы были еще его ученики и многие его почитатели, поэтому Житие преподобного Александра было написано, что называется, «по горячим следам» и отличается особой достоверностью, в нем нет «благочестивых схем», оно отражает неповторимый лик святости «всея России чудотворца Александра».

монах Афанасий

https://svirskoe.ru

Тихвинский Богородичный Успенский монастырь

Главная святыня Тихвинского Богородичного Успенского монастыря — чудотворная икона Пресвятой Богородицы .

Летом 1383 года рыбаки, занимавшиеся своим промыслом на Ладожском озере, были поражены tihvin-ikonaнеожиданным явлением иконы Божьей Матери. Некоторое время икона, окруженная ослепительным сиянием, парила над озерными водами. Тут же решено было рубить на этом месте храм. Менее чем через два месяца первый храм во имя Успения Богоматери был готов, и новый «дом» чудотворной освятили. Так Русь обрела одну из главнейших своих святынь — Тихвинскую икону Пресвятой Богородицы, писанную, по преданию, самим евангелистом Лукой и исчезнувшую незадолго до этого из Константинополя, которому через семьдесят лет суждено было пасть под ударами турок и навсегда потерять статус хранителя Православия.

Деревянный Успенский храм регулярно горел. Первый пожар уничтожил церковь уже в 1390 году, второй — в 1395 году, третий — в 1500 году. Но чудотворная икона при этом оставалась невредимой: дважды ее находили неподалеку в можжевельнике, в последний раз образ вовремя вынес священник.

В 1510 году великий князь Василий 111 велел строить на том месте каменный собор, изначально задуманный как место хранения Тихвинской иконы Божией Матери. Руководить строительством он прислал «нарядчика» (то есть, как сказали бы сейчас, прораба) Дмитрия Сыркова и мастера Фрязина — последний, судя по прозвищу, был итальянцем; его настоящего имени летопись не сохранила.

140775589747В 1515 году работы были закончены, а спустя восемь лет сюда пожаловал и сам великий князь, заложив тем самым многовековую традицию государевых богомолий к чудотворной Тихвинской иконе. Князю было о чем просить Богородицу. Незадолго до этого он развелся со своей первой женой Соломонией Сабуровой, которая оказалась бездетна, и женился на Елене Глинской. Теперь он молился о даровании наследника. Горячая молитва князя была услышана — в 1530 году у него родился сын Иван (в будущем царь Иоанн Грозный).

С именем Ивана Грозного связано рождение Тихвинского Богородичного Успенского монастыря. Царь в 1558 году начал Ливонскую войну, надеясь завладеть удобными гаванями на Балтике. Уже 11 февраля 1560 года архиепископ Новгородский Пимен освятил Успенский монастырь и сделал соответствующие назначения. Прибывший из Москвы Федор Сырков, сын строителя Успенского собора, довольно быстро возвел необходимые здания и ограду с башнями.

Дело в том, что когда в 1608 году Лжедмитрий II, поддержанный поляками, двинул свои войска на Москву. Отряд шведского военачальника Якоба Делагарди в 1610 году захватил Тихвинский монастырь, а также прилегающий к нему Тихвинский посад, и разграбил их. В мае 1613 года терпению русских пришел конец — они подняли восстание и уничтожили шведский гарнизон.

Тем временем в Москве венчался на царство Михаил Федорович Романов. Надежды на помощь из Москвы возрастали, но помощь медлила, а натиск шведов становился все ожесточеннее. В самый критический момент, 15 сентября, случилось чудо — Тихвинская икона Божией Матери защитила свой «дом». Немногие шведы, оставшиеся в живых, потом рассказывали, что им привиделось, будто со стороны Москвы идет огромное русское войско. Началась паника, шведы бежали, давя друг друга, их гнали, «секуще аки стеблие», брали в плен, сидевших во рвах засыпали землей.

В 1617 году неподалеку от Тихвина был заключен со шведами Столбовский мирный договор, причем порукой со стороны русских стал специально выполненный для этого список с чудотворного образа Тихвинской Богородицы. «Милостию Ея мирное земли устроение и христианству от тяготы облегчение даровася…» — говорил глава русского посольства Даниил Мезец-кий. Этот список (тоже чудотворный) впоследствии перенесли в Софийский собор Новгорода, где он находится по сей день.

Так, в грозную пору 1812 года монастырь благословил тихвинское ополчение списком, получившим название «Ополченной иконы». В 1854-55 годах, когда шла Крымская война, «Ополченная» находилась в осажденном Севастополе.

1917 год лег резкой границей в истории Богородичного Успенского монастыря (как, впрочем, и всех православных обителей в России). На Церковь открылись гонения богоборцев, монастыри разорялись, монахи изгонялись из них. В 1924 году был закрыт и Тихвинский монастырь.

Немцы захватили город в ноябре 1941 года. Хозяйничали они в Тихвине всего месяц, но, тем не менее, успели вывезти «предметы искусства». В их числе оказалась и икона Тихвинской Богородицы. Образ побывал в Пскове, потом в Риге, где чудесным образом попал в руки епископа Рижского Иоанна (Гарклавса), который и спас его в сумятице 1945 года.

Вместе с архиереем икона в 1949 году перебралась в США. Владыка Иоанн, возведенный в сан архиепископа Чикагского и Миннеаполисского, завещал своему приемному сыну протоиерею Сергию Гарклавсу вернуть чудотворную икону в Тихвинскую обитель, когда в России падет богоборческая власть.

В 1995 году иноческая жизнь в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре возобновилась, а летом 2004 года произошло знаменательное событие — Тихвинская икона Богородицы вернулась на родину и заняла свое привычное место в Успенском соборе — в киоте у первого столпа по правую руку от входа.

Исследователи называют Успенский собор Тихвинского монастыря одним из самых значительных памятников русского зодчества начала XVI века.

В деревянной ограде Тихвинского монастыря было девять башен. Сохранилось письменное свидетельство середины XVII века, где они перечислены «поименно»: Омутная, Тайпичная, Озерная, Раскатная, Столбовая (они стояли в центре оборонительных прясел), Мельницкая и Федоровская (угловые), Введенская и Никольская (воротные). Все башни соединялись крытыми переходами поверх стен.

Большую денежную помощь оказал монастырю император Павел 1, побывавший в Тихвине в 1798 году вместе с императрицей Марией Федоровной и сыновьями Александром (будущим императором Александром I) и Константином. Тогда император самолично перенес главную святыню обители — чудотворную икону Божией Матери — в отремонтированный Успенский собор. Тихвинская обитель находилась в запустении до начала 1990-х годов. Богослужебная жизнь теплилась лишь в крошечной церкви «Крылечко». И больше во всем Тихвине и его окрестностях не было ни одного действующего храма. Все было разорено, закрыто, порушено.

В апреле 1995 года тихвинцы обратились к Святейшему Патриарху Алексию II с открытым письмом, в котором содержалась просьба благословить открытие Богородичного монастыряи возвращение чудотворной иконы Пресвятой Богородицы. А главное, в 2004 году сюда вернулась, наконец, из-за океана Тихвинская икона Божией Матери. И опять потянулись в Тихвин паломники — поклониться так долго отсутствовавшему на родной земле чудотворному образу.

tihvinskiimonastyr.ru