Изюминка Ростова Великого: Спасо-Яковлевский монастырь

За время  поездки в Ростов Великий нам удалось посмотреть ряд достопримечательностей, среди которых был и Спасо-Яковлевский монастырь. Посещение этого место нам заполнилось особо. Вместе с экскурсоводом мы поднимались на смотровую площадку, спускались в подземную церковь, а затем снова поднимались под самый купол собора. Спасо-Яковлевский монастырь — это одна из центральных достопримечательностей Ростова Великого. Это необыкновенно красивый монастырь, который выделяется среди ряда других своей удивительной архитектурой и интересной историей.

Спасо-Яковлевский монастырь находится в отдалении от центра, на берегу озера Неро. День выдался солнечный, поэтому гулять по монастырю было одно удовольствие. Основана обитель в 1389 году рядом со Спасо-Песоцким женским монастырем. Сегодня от этого монастыря остался один храм, а на его территории расположен монастырский хозяйственный двор.

Родоначальником Спасо-Яковлевского монастыря стал Ростовский митрополит Иаков (Яков), который спас приговоренную к смерти женщину, посчитав, что раскаяние важнее кары. Но жители города и князь так не считали, поэтому митрополита, который следовал заповедям Христа, изгнали. По преданию преподобный Иаков, расстелил плащ на воде, встал на него как на плот, и уплыл. Недалеко от города, на берегу озера около Песоцкого монастыря, он поставил келейку, срубил Зачатьевский Храм и стал жить. Горожане, увидев это чудо, прозрели и многие начали приходить, что бы взять благословение у преподобного. Некоторые оставались, возводили келейки по соседству, и становились монахами. Так вырос Спасо-Яковленский монастырь.

Долгое время две обители существовали бок о бок. Интересно, что Песоцкий монастырь был более богатым, и помогал «младшему» собрату. Очень часто обители подвергались разорению во время татаро-монгольских набегов и польско-литовской интервенции, а затем отстраивались заново.
В середине XVII столетия, когда монастырь приписали к Ростовскому архиерейству и начали возводить уже каменные постройки. Первой такой постройкой стал Троицкий Храм, который поставили на месте старого Зачатьевского. Правда через сто лет Троицкая церковь снова стала Собором Зачатия Святой Анны. В 1709 году в монастыре похоронили Дмитрия Ростовского, и это стало для монастыря поворотным моментом. Об этом легендарном человеке стоит рассказать отдельно.
Это был одни из образованнейших людей своего времени. Он свободно владел несколькими языками и был очень хорошим проповедником. Но, главное дело его жизни стало написание и перевод церковных книг. За свою жизнь он написал более пятидесяти томов проповедей, жизнеописаний и сделал несколько сотен переводов. А его «Житие Святых» до сих пор является одной из самых популярных книг православной церкви.
Через сорок лет мощи Дмитрия Ростовского признали святыми, а самого преподобного канонизировали. Этот факт спас монастырь от упразднения. Ведь именно в это время вышел Екатериненский указ, который упразднил и даже разорил многие монастыри. Не обошла эта участь Спасо-Песоцкий монастырь, его упразднили, а территорию отдали для нужд Яковлевского монастыря. Все бывшие монастырские постройки разобрали, и до наших дней дошел лишь Спасо-Преображенский храм, который стоит немного в стороне.
А вот Яковлевский монастырь удостоился чести стать ставропигиальным. То есть он вышел из подчинения архиерейства, и вошел в Синод. Стоит отметить, что такого положения удостаивались далеко не все монастыри, и что примечательно, Яковлевский получил такое звание одновременно с прославленной Соловецкой обителью.

Рубеж XVIII-XIX веков стал для обители началом расцвета. Все деревянные постройки заменились каменными, территория монастыря расширилась, приобрела форму квадрата и была обнесена стеной. Монастырь слал очень известным и пользовался покровительством известных семей. Интересно, что в XIX обитель посетили все представители царской фамилии. Особое покровительство монастырю оказывал граф Н.В. Шереметьев. Он жертвовал много средств на обустройство обители и даже инициировал постройку Димитриевского собора, который сегодня является визитной карточкой монастыря. ХХ столетие оборвало стремительный взлет монастыря, вышедшим декретом, который упразднял все монастыри, а их имущество национализировалось. Но стоит отметить, обители очень повезло — большевики не разрушили ни красивые храмы, ни кельи. Во время Советской власти здесь располагались военные склады, и лишь в 1996 году здесь восстановилась монастырская жизнь. (выдержки из статьи  Нины Астер)

Ростовский кремль — Ростов Великий

Кремль в Ростове Великом — очень красивое и действительно впечатляющее сооружение! На данный момент он почти полностью восстановлен и поражает своим размахом и величественностью архитектуры. Ростовский Кремль — это целый комплекс зданий, объединённых общими стенами: здесь и многоглавные церкви, и звонницы, и старинные палаты, и башни, покрытые деревянной черепицей. Ростовский Кремль значительно интереснее кремлей в Пскове и в Великом Новгороде. Безусловно, это самая важная из достопримечательностей Ростова Великого.
Не удивляйтесь, если вам покажется, что Ростовский Кремль вы где-то уже видели: всё верно, именно здесь снимались «древнерусские» эпизоды знаменитого фильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».

Успенский собор — самый древний храм на территории Ростовского Кремля, он датируется 1508-1512 годами. Его венчают пять мощных глав. На этом месте издревле стояли храмы. От одного из них, сооружённого в XII веке при Андрее Боголюбском, остался Леонтьевский придел, который также называют пещерным, так как он находится намного ниже уровня алтаря. В нём хранятся мощи ростовского епископа Леонтия, убитого в 1071 году язычниками. В 1314 году здесь был крещён сын ростовского боярина младенец Варфоломей, будущий Сергий Радонежский.

Ещё в 1660-ых годах стены Успенского собора были расписаны фресками, работы выполняла знаменитая артель мастеров Гурия Никитина (она же расписывала Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме). Первые фрески сохранились лишь фрагментарно — позднее поверх них положили новый слой. В настоящее время внутри в соборе производит рестоврация.

Направляемся в следующую, центральную, часть Кремля — Архиерейский двор. Проходим под богато украшенными парадными воротами церкви Воскресения Христова, (1670 г.) была специально построена на высоких подклетах, в которых прорублены проёмы для двух ассиметричных ворот — проездных и пешеходных. Красная палата, которая состоит из нескольких корпусов. «Красная» — потому что красивая. Здесь останавливались приехавшие в Ростов цари и императоры. Церковь Иоанна Богослова с тёмно-зелёными куполами (1683 г.). Во внутренней росписи стен храма есть не только традиционные сцены из жизни Христа, но изображаются и сцены жития Иоанна Богослова и Авраамия Ростовского. На противоположном берегу пруда стоит необычно окрашенная Церковь Одигитрии, возведённая в 1692-1693 гг., её пёстрый орнамент имитирует рельеф. Церковь отличается от остальных сооружений Кремля, она построена в стиле «нарышкинского барокко». Белая палата, построенная около 1675 г. по образцу Патриаршего дворца в Московском Кремле. К ней примыкает маленькая одноглавая Церковь Спаса Нерукотворного на Сенях , задуманная как домовая церковь митрополита. Называется она так, поскольку стоит на двухэтажном подклете, где находились сени: кладовые и другие хозяйственные помещения. Церковь необычна своим завершением: каждый её фасад заканчивается треугольным фронтоном, и получается, что церковь крыта на восемь скатов. Внутри совсем небольшой и внешне неприметной церкви богатое убранство, причём две трети помещения храма занимает солея — возвышение перед алтарём — здесь во время службы могли помещаться десятки священников! Митрополит Иона очень любил торжественные и многолюдные богослужения.

Наконец,   — Митрополичий сад. Здесь церковь Григория Богослова и  Дровяная (Садовая) башня. Стены, окружающие Митрополичий сад, отреставрированы совсем недавно. Сад тоже постепенно приводится в порядок. В мае здесь обильно цветут яблони и другие плодовые деревья, а также лекарственные растения. В саду можно отдохнуть, посидеть на травке или на лавочке, перекусить в кафе, расположенном на противоположной стороне от прохода в центральную часть Кремля. mementovitae.rurostovskii-kreml

Толгский храм

Из множества городских храмов у Толгского храма, наверное, самого небольшого, есть одна ни с чем не сравнимая особенность — со времени своего освящения в 1767 году он никогда не закрывался. Богослужения здесь не прекращались никогда..  маленькая Толгская церковь на улице Декабристов стала единственной, в которой коммунистические власти позволили совершать в службу в Ростове — центре одной из самых древних российских епархий.

В основном,верующие называют его по-другому: «храм святого Иоанна Милостивого», в честь почивающего здесь мощами угодника Божия блаженного Иоанна Власатого, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца, называемого также Милостивым.

Храм же этот был отстроен взамен обветшавшего деревянного Власиевского храма, где изначально хранились мощи Ростовского чудотворца.

Угодник Божий появился в Ростове в 1571 году, «в лета благочестивого государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси и при его царских детях царевичах Иване и Феодоре». Откуда же пришел он в Ростов,– «Бог весть»,– замечает автор жития. Был он «добророден и благозрачен, и благолепием украшен и кротостию, и смиренномудрием преисполнен». Он имел темно-русые волосы, большую бороду, поверх власяницы, по-монашески, носил мантию.

Подвижник непрестанно молился – день и ночь и, как сказано в житии, «греческим речением», то есть на иностранном языке. При нем была латинская Псалтирь, скорее всего святой был иностранцем, принявшим в Ростове Православие. Он не имел пристанища, кроме церковных притворов и папертей. Духовником Иоанна Власатого был отец Петр, священник ростовского храма Всех святых. Можно предположить, что блаженный Иоанн Милостивый носил имя в честь святого пророка Иоанна Предтечи. После многих трудов и подвигов он преставился ко Господу, 3-го, теперь это 16-е, сентября 1580 года и был погребен сразу за алтарем церкви. «При этом,– отмечает автор жития святого,– произошли многие знамения и чудеса, громы и молнии, от которых загорелись дома и даже церкви». Через некоторое времени люди стали стекаться к могиле блаженного Иоанна и брать из нее землю. Потом они заказывали молебен Спасителю, Божией Матери и святому Иоанну Предтечи с водосвятием. Одни богомольцы пили святую воду, другие смачивали ею свое тело. При этом многие больные по вере своей получали исцеление и прозвали Иоанна Власатого «Милостивым». Например, одна горожанка по имени Анна была парализована целый год, и как только ей стало лучше, начала передвигаться ползком со скрюченной ногой, питаясь «Христовым именем». Прося от Бога милости исцеления, она обращалась с молитвой к блаженному Иоанну Власатому. Однажды во время утрени в храме и прилежной молитвы, она вскрикнула и упала в обморок. Потом, восстав как бы ото сна она встала полностью здоровой, ни нога, ни все тело ее уже не болели. Теперь же раздался крик радости и прославления Господа и Его угодника, блаженного Иоанна. В тоже время у крестьянина Второва появилась сильная опухоль горла, все затекло и он не мог говорить. Родственники привели его ко гробу блаженного Иоанна и заказали молебен. После чего голову больного покропили святой водой, а также всыпали в нее песочку из гроба святого и дали пить. Все прошло, опухоль вышла и это событие дало еще раз повод прославить Бога и его угодника, блаженного Иоанна Власатого.