Христос воскресе! Воистину воскресе!

Стихира

Воскре́сение Твое́, Христе́ Спа́се, а́нгели пою́т на небесе́х, и на́с на земли́ сподо́би, чи́стым се́рдцем Тебе́ сла́вити.
Перевод: Воскресение Твое, Христе Спаситель, Ангелы воспевают на небесах: и нас на земле удостой чистым сердцем Тебя славить.2

Тропарь

Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.
Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ и тем, кто в гробницах, жизнь даровав.

Ипакои

Предвари́вшия у́тро я́же о Мари́и, и обре́тшия ка́мень отвале́н от гро́ба, слы́шаху от А́нгела: во све́те присносу́щнем Су́щаго, с ме́ртвыми что и́щете, я́ко челове́ка? Ви́дите гро́бныя пелены́, тецы́те и ми́ру пропове́дите, я́ко воста́ Госпо́дь, умертви́вый смерть, я́ко есть Сын Бо́га, спаса́ющаго род челове́ческий.
Жены, пришедшие с Марией до рассвета и нашедшие камень отваленным от гроба, услышали от Ангела: «Во свете вечном Пребывающего что вы ищете среди мертвых как человека? Посмотрите на погребальные пелены, бегите и миру возвестите, что восстал Господь, умертвив смерть, ибо Он – Сын Бога, спасающего род человеческий!»

Кондак

А́ще и во гроб снизше́л еси́, Безсме́ртне, но а́дову разруши́л еси́ си́лу, и воскре́сл еси́, я́ко победитель, Христе́ Бо́же, жена́м мироно́сицам веща́вый: ра́дуйтеся, и Твои́м апо́столом мир да́руяй, па́дшим подая́й воскресе́ние.
Хотя Ты и сошел во гроб, Бессмертный, но уничтожил силу ада и воскрес как победитель, Христе Боже, женам-мvроносицам возгласив: «Радуйтесь!» и Твоим Апостолам мир даруя, Ты, дающий падшим воскресение.

Задостойник

А́нгел вопия́ше Благода́тней: Чи́стая Де́во, ра́дуйся! И па́ки реку́: ра́дуйся! Твой Сын воскре́се тридне́вен от гро́ба, и ме́ртвыя воздви́гнувый: лю́дие, весели́теся.
Ангел возглашал Благодатной: Чистая Дева, радуйся! И снова скажу: Радуйся! Твой Сын воскрес в третий день из гроба, и мертвых воскресил. Люди, торжествуйте!

О таинстве Пасхи

святитель Амвросий Медиоланский

Глава 1. Откуда произошло священное имя Пасхи

Таинство Пасхи доставляет всем верующим во Христа, возрожденным верою, каждогодно возвращающуюся радость и славу блаженства веры, хотя священное имя её происходит от страдания самого Спасителя, как видно из слов блаженнаго Апостола: «ибо пасха наша за ны пожрен бысть Христос» (1Кор. 5:7). Поелику Христос, приняв человеческое тело, для того и посвятил себя, в таинстве Пасхи, на страдание, чтобы всякий, получивший чрез веру участие в сем даре, по справедливости мог почесться достойным участия и в блаженстве Господа.

Глава 2. О важности пасхальнаго времени

С Пасхою действительно начинается год, наступает первый месяц, снова возраждаются растения, и, по прошествии ночи страшной зимы, возобновляется приятность первобытной весны. В сие-то, как думаю, время Бог, Создатель видимого и невидимого, утвердив землю и повесив небо, осветил день лучами солнечнаго света, дал сияние луне в утешение ночи, украсил висящий свод неба блеском сияющих звезд, заключил море в известных границах берегов, воспретил стремлению глубокой и шумной волны преступать назначенные пределы, и украсил вид земли лесистыми холмами и высокими горами, так что ровная поверхность земли, скрываясь вдали от взора очей, делает красоту полей для смертных приятною.

Глава 3. О том, как человек, поставленный быть владыкою земной твари, лишился милости Творца, и проч.

Человеку, котораго Бог благоволил создать особенным образом, получил назначение быть владыкою земной твари с тем, чтобы сам повиновался Божественным постановлениям, и исполнял волю только Того, Кто из ничего поставил его владыкою над столь многочисленными тварями. Но он в самом начале, возжелав, не по неведению, но по зависти, сделаться, вопреки своей природе, выше, нежели каковым по благодати Божией сотворен был, лишился благодати, которую даровала ему любовь Творца. И преступник за вожделение того, чем обольщал его диавол, тотчас подвергшись осуждению на смерть, распространил (оное) и на имевшее произойти от него потомство, так что в сем случае совершенно исполнилось Божественное изречение: «завистию диаволею смерть вниде в мир» (Прем. 2:24). Таким образом, по причине грехопадения, диавол получил державу смерти над всеми грешниками, и овладел всеми удалившимися от Бога, связав их узами греха, и заключив в темнице смраднаго тартара.

Глава 4. Каким образом Бог, приняв человеческую плоть и предав смерти тело, сошел во ад, и, сокрушив вереи и врата адовы освободил связанных там из челюстей диавола

Скорбя о погибели их, Бог, по божественному смотрению, не Пророка послал, не раба, и не Ангела невидимого, но, приняв истинную человеческую плоть, сам пришел и обитал с человеком, чтобы дать смертным образец святаго жития, и примером своей смерти и своего воскресения явить временным, верующим в Него, жизнь вечную. Ибо как неверие и идолослужение заключили вход на небо, так вероломство низвергло вероломных в бездну ада, где диавол царствовал над ними чрез смерть, муча их, до пришествия Спасителя Господа Иисуса Христа, до тех пор, пока Он, соединив существо человеческой плоти с Богом, не предал непорочнаго тела смерти. Непричастный греху Христос, сошед в преисподняя тартара, сокрушил вереи и врата адовы, и, разрушив владычество смерти, воззвал связанныя грехом души из челюстей диавола к жизни, и – Божественное торжество начертано вечными буквами Писания, говорящаго: «где ти смерте жало? где ти аде победа» (1Кор. 15:55)? Разсуждая о сем блаженстве возстановленаго спасения, Павел говорит: как чрез Адама вошла в сей мир смерть, так чрез Христа возвращено миру спасение (1Кор. 15:22), и в другом месте: «первый человек от земли перстен: вторый человек с небесе небесен» (1Кор. 15:47), и присовокупляет: «якоже облекохомся во образ перстнаго», т. е., ветхаго греховнаго человека, «да облечемся во образ небеснаго» (1Кор. 15:49), т. е., да получим спасение воспринятаго, искупленнаго, обновленнаго и очищеннаго во Христе человека; потому что тот же Апостол говорит, что «начаток», то есть, выновник воскресения и жизни, – «Христос, потом же»«Христовы» (1Кор. 15:23), то есть, те, которые, подражая в жизни чистоте Его, достигнут надежды воскресения Его, чтобы получить с Ним обетованную небесную славу, как говорит сам Господь в Евангелии. Ибо кто, говорит Он, последует Мне, тот не погибнет, «но прейдет от смерти в живот» (Иоан. 5:24). Таким образом страдание Спасителя есть спасение человеческой жизни. Ибо Он для того восхотел умереть за нас, чтобы мы, веруя в Него, жили вечно; для того Он восхотел быть на время тем, что мы, чтобы мы, получив обещанную Им вечность, вечно с Ним пребывали.

Глава 5. О высоком достоинстве пасхальнаго таинства и дня

Такова, говорю, благодать небесных таинств! Таков дар Пасхи! Такова вожделенная приятность года! Таково начало рождения вещей! Отсюда младенцы, рожденные в животной бане святой Церкви, будучи возрождены, с детскою простотой играют в глубине невинной совести. Отсюда чистые отцы и целомудренныя матери получают новое безчисленное поколение по вере. Отсюда под древом веры от чрева непорочнаго источника блистает красота светильников. Отсюда (люди) освящаются даром заслуги небесной, и насыщаются торжественным празднеством небеснаго таинства. Отсюда люди, составляя один народ, как братья, воспитанные на лоне блаженной Церкви, чтя единое по существу Божество и триединое имя силы (et virtutis triunum nomen), воспевают с Пророком песнь ежегоднаго празднества: «сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» (Псал. 117:24). Какой, говорю, это день? Тот самый, который доставил нам начальник жизни, источник света, виновник просвещения, то есть, сам Господь Иисус Христос, сказавший о себе: «Аз есмь день: кто ходит во дни, не поткнется» (Иоан. 11:9), то есть, кто во всем следует Христу, тот по следам Его дойдет до престола вечнаго света, как и сам Он, будучи еще в теле, молился о нас Отцу, говоря: «Отче, хощу, да идеже есмь Аз, и тии, т. е., уверовавшие в Меня, будут со Мною» (Иоан. 17, 24): «якоже Ты во Мне, и Аз в Тебе, так да и тии в нас будут» (Иоан. 17, 21). – Вот, говорю, день радости и веселия, в который, достигнув обещанной совершенной славы, мы, народ, поистине святый, еще в сем веке, подобно Ангелам, воспеваем с Пророком Господу таинство будущей хвалы: «сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь» (Псал. 117:24), – Господь, то есть, виновник возстановления, искупления, и вечной жизни, Господь Иисус Христос, Который есть Царь царствующих и Господь господствующих, без начала и без конца царствующий в Отце со Святым Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Источник: Христианское чтение, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академии. СПб.: тип. И. Глазунова и К°, 1841. Ч. 2. / Святого Амвросия епископа Медиоланского. О таинстве Пасхи. 40–47 с.

azbyka.ru