Проект внутреннего убранства храма

Дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний.(Пс. 92. 5)

Проект росписи храма свт. Тихона (В. Фортов, О. Коровин и А. Ивонина)

В год 700-летия города Клина по благословению настоятеля храма святителя Тихона патриарха Всероссийского протоиерея Анатолия Фролова начата работа по благоукрашению храма. Художники, выпускники МГХПА им. С.Г. Стро­га­нова, Василий Фортов, Олег Коровин и Антония Ивонина создали эскизный проект росписи алтаря и четверика, выполненный в макете.

Архитектура храма святителя Тихона отличается сдержанностью, простотой и традиционными приемами, обращает нас к образцам русского зодчества XII-XV веков Новгорода, Владимира, Москвы. Храм был построен более ста лет назад в русском стиле, архитектор сумел создать его современным и традиционным одновременно – в этом синтезе отразились различные эпохи русской архитектуры. Подобные творческие задачи были поставлены при проектировании внутреннего убранства храма.

Проект внутреннего убранства храма. Буклет

Для работы над проектом росписи храма святителя Тихона как пример были взяты лучшие образцы русской иконописной школы — росписи Ферапонтова Белозерский Богородице-Рождественского монастыря, созданные великим русским художником Дионисием, выдающимся представителем московской иконописной школы XVXVI веков, а также росписи Воскресенского собора г. Тутаева, выполненные артелью ярославских художников, под руководством Ивана и Фёдора Карповых в конце XVII века.

Ферапонтово. Собор. Фото И.С. Хоботов, С.А. Пестерев. 2013

Фрески Воскресенского собора, XVII в. г. Тутаев (1)

Фрески Воскресенского собора, XVII в. г. Тутаев (2)

Авторами проекта использовались и более ранние образцы христианского искусства — росписи храма Софии Охридской в Сербии, датированная XI веком. В них удивляет колористическое решение, простота построения композиции, необыкновенный синий цвет являет собой глубину небес, подчеркивая свет и ясность образов Спасителя, Богородицы и святых.

Еще одним ярким образцом, который использовали авторы проекта, стали фрески XIV века Византийского монастыря в Хоре (музей Карие) в Стамбуле. Во многом цветовые решения этих фресок повлияли на общий колорит росписи храма святителя Тихона. Современное прочтение удивительных образцов византийского и русского искусства — новая цветовая гамма, выработанная авторами, и смелая композиция на сводах купола раскрывают богословие в красках – земную жизнь Спасителя.

Фреска XI в. София Охридская

Фреска XIII в. Храм Спаса в Полях. Хора, Стамбул

На южном своде изображено Рождество Господа нашего Иисуса Христа, напротив Крещение Господне во Иордане, восточный свод показывает Преображение Господне, западный – Успение Пресвятой Богородицы. Так и христианин, приходя в мир — рождается, принимает Святое Крещение, идет земной путь к своему Преображению, и заканчивает жизнь переходом в вечность — встречей с Господом.  Благая весть о приходе в мир Спасителя, которую принес Гавриил Архангел Пресвятой Деве встречает всех входящих. Праздник Благовещения Богородицы — день, когда закончил свой жизненный путь патриарх Тихон, святой покровитель нашего храма.  На сводах алтаря изображен Деисис — деисусный чин, название связано с греческим «дéисис» (молитва) — это молитвенное предстояние святых пред Престолом Судии.

На стенах четверика с оконными проемами изображены дерева, обозначающими райский сад – Эдем, утраченный человеком после грехопадения Адама. Основой орнамента, обрамляющего окна, стал Крест -символ нашего спасения, знаменующий победу над смертью. Венчает четверик текст молитвы и медальоны с изображением святых покровителей нашего храма и новомучеников Клинских. Над западной аркой четверика стоят два Ангела со свитками, напоминающие о кончине мира и Страшном суде всем выходящим из храма.

Проект В. Фортова, О. Коровина и А. Ивониной (2)

Проект В. Фортова, О. Коровина и А. Ивониной (3)

Проект В. Фортова, О. Коровина и А. Ивониной (5)

Проект В. Фортова, О. Коровина и А. Ивониной (6)

Мозаика, кварцит. А. Карнаухов. Воскресенский храм. Архангельское

Древнерусский орнамент

В проекте применены идеи современного художника Александра Карнаухова, обрамление окон и декоративные панели в мозаичном исполнении украсят нижние части стен алтаря и четверика. Орнамент обрамления окон взят из древнерусских образцов, также будет выполнен в технике мозаики. Для завершения работ по внутреннему убранству будут изготовлены новые резные деревянные киоты для икон. Иконостас и киоты необходимо тонировать в более светлый тон в соответствии общему решению. В этом буклете представлены фотомонтажи интерьера.

Росписи будут выполнены силикатными красками немецкими «Keim» с натуральными минеральными наполнителями и неорганическими пигментами. Эти краски устойчивы к выгоранию, дают возможность многократной очистки росписей влажным способом. Для сохранения росписей от копоти планируется монтаж вытяжных вентиляционных установок в куполе и на хорах.

Стоимость проектных работ по внутреннему убранству храма составила 250 тыс. рублей.

Общая стоимость реализации проекта составит более 4 миллионов рублей.

 

Если вы хотите помочь нашему храму:

Наши реквизиты

Местная религиозная организация православный приход

Тихоновского храма г. Клина Московской области

Московской Епархии Русской Православной Церкви

РОССИЯ 141600 г. Клин, Москвовская обл., ул. Тихая, 7

тел:+7 (49624) 5-83-43 факс:+7 (49624) 3-29-67

ИНН5020010084

КПП502001001

ОГРН 1035000037885

ОКАТО 46221501000

К\счет 30101810400000000225

Р\счет 40703810040190100096

БИК 044525225 в.ОАО «Сбербанк России» г. Москва