Престольный праздник в день памяти святителя Тихона

10 апреля в нашем храме состоялось торжественное богослужение — престольный праздник перенесен с 7 апреля Благовещения Пресвятой Богородицы. Это день кончины святителя Тихона патриарха Всероссийского. На богослужении, как всегда, молилась наша община глухих, шел перевод на язык жестов. После божественной литургии был отслужен молебен любимому святому. Святителю, отче наш, Тихоне моли Бога о нас!

 

Урок патриарха Тихона: стихиям зла можно противопоставить только силу святости

7 ап­ре­ля, в день Бла­го­ве­ще­ния, празд­ну­ет­ся и па­мять свт. Ти­хо­на, пат­ри­ар­ха Все­рос­сий­ско­го. Свя­ти­тель Ти­хон про­слав­лен как ис­по­вед­ник, а не му­че­ник, од­на­ко в на­ро­де су­ще­ству­ет пре­да­ние, что он был отрав­лен боль­ше­ви­ка­ми, ко­то­рым ме­шал под­чи­нить Цер­ковь со­ввла­сти. Что до­под­лин­но из­вест­но об об­сто­я­тель­ствах кон­чи­ны свя­ти­те­ля и ка­кой урок да­ет нам его по­двиг се­го­дня?

Рас­ска­зы­ва­ет за­ме­сти­тель за­ве­ду­ю­ще­го на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ским от­де­лом но­вей­шей ис­то­рии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви Пра­во­слав­но­го Свя­то-Ти­хо­нов­ско­го гу­ма­ни­тар­но­го уни­вер­си­те­та, ав­тор мо­но­гра­фии «Выс­шие иерар­хи о пре­ем­стве вла­сти в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в 1920-1930-х го­дах» иерей Алек­сандр МАЗЫРИН:

«Бо­го­бор­че­ская власть пы­та­лась пол­но­стью под­чи­нить се­бе пат­ри­ар­шее управ­ле­ние, пре­вра­тить его в ин­стру­мент по­ли­ти­че­ской борь­бы с про­тив­ни­ка­ми боль­ше­виз­ма, а пат­ри­арх Ти­хон не да­вал ей это сде­лать, твер­до от­ста­и­вая прин­цип цер­ков­ной апо­ли­тич­но­сти. Ни­ка­ки­ми угро­за­ми и ин­три­га­ми власть не мог­ла за­ста­вить пат­ри­ар­ха по­сту­пить­ся ин­те­ре­са­ми Церк­ви, и, ко­неч­но, в его устра­не­ние боль­ше­ви­ки бы­ли весь­ма за­ин­те­ре­со­ва­ны. При этом аре­сто­вы­вать свя­ти­те­ля со­вет­ской вла­сти бы­ло по­ли­ти­че­ски невы­год­но, по­сколь­ку это вы­зва­ло бы нега­тив­ную ре­ак­цию во всем ми­ре. До­ку­мен­таль­ных дан­ных, под­твер­жда­ю­щих вер­сию об отрав­ле­нии пат­ри­ар­ха, ис­то­ри­ки не на­шли (та­кие ак­ции ед­ва ли во­об­ще до­ку­мен­ти­ру­ют­ся), но весь­ма ав­то­ри­тет­ный мос­ков­ский ду­хов­ник про­то­и­е­рей Алек­сандр Толг­ский го­во­рил, что по­сле при­зна­ний, сде­лан­ных ему на ис­по­ве­ди од­ной из вра­чей боль­ни­цы Ба­ку­ни­ных (ме­ста кон­чи­ны свя­ти­те­ля), у него не оста­лось ни ма­лей­ших со­мне­ний в том, что пат­ри­арх Ти­хон был отрав­лен. Это сви­де­тель­ство кон­крет­но­го и ува­жа­е­мо­го че­ло­ве­ка».

Лич­ность и де­я­тель­ность св. пат­ри­ар­ха Ти­хо­на про­яви­лись вне­зап­но, но его совре­мен­ни­ки сра­зу смог­ли по­нять огром­ную зна­чи­мость это­го яв­ле­ния, уже при жиз­ни счи­тая пат­ри­ар­ха свя­тым. По­чти сра­зу по­сле из­бра­ния мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го и Ко­ло­мен­ско­го Ти­хо­на на пат­ри­ар­ший пре­стол на­ча­лось пре­сле­до­ва­ние его бо­го­бор­че­ской вла­стью. Под та­ким прес­сом пат­ри­арх семь лет хра­нил Рус­скую Цер­ковь, не пы­та­ясь ни на ко­го пе­ре­кла­ды­вать неве­ро­ят­ную тя­жесть ока­зы­ва­е­мо­го на него дав­ле­ния. Хо­тя свя­ти­тель Ти­хон уже бо­лее два­дца­ти лет как ка­но­ни­зи­ро­ван, нель­зя ска­зать, что в на­ши дни все цер­ков­ные лю­ди вполне осо­зна­ют зна­че­ние его по­дви­га для Рус­ской Церк­ви.

«Но, неко­то­рые во­про­сы, ко­то­рые при­хо­ди­лось ре­шать Пат­ри­ар­ху то­гда, ак­ту­аль­ны для нас и сей­час, – счи­та­ет отец Алек­сандр. —. На­при­мер, во­прос о сте­пе­ни до­пу­сти­мо­го уча­стия Церк­ви в по­ли­ти­че­ской жиз­ни, осо­бен­но в усло­ви­ях, ко­гда вер­ши­мая по­ли­ти­ка зи­ждет­ся да­ле­ко не на хри­сти­ан­ских на­ча­лах. Где про­хо­дит гра­ни­ца воз­мож­ных усту­пок вла­сти со сто­ро­ны Церк­ви? От­ве­тить на эти во­про­сы не так-то лег­ко, и опыт Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на и но­во­му­че­ни­ков Рос­сий­ских в от­ста­и­ва­нии Ис­ти­ны очень це­нен и для нас сей­час».

За по­след­ние 20 лет о Пат­ри­ар­хе Ти­хоне, о жиз­ни Церк­ви и о по­ли­ти­ке бо­го­бор­че­ской вла­сти в его вре­мя на­пи­са­но нема­ло на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний и ли­те­ра­тур­ных тру­дов. Нель­зя ска­зать, что Пат­ри­арх Ти­хон об­де­лен вни­ма­ни­ем ис­то­ри­ков и цер­ков­ных пи­са­те­лей. Отец Алек­сандр го­во­рит: «Со­всем «тем­ных пя­тен» в ис­то­рии Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на, по боль­шо­му сче­ту я уже и не ви­жу. Оста­ют­ся от­дель­ные спор­ные мо­мен­ты, что, в об­щем-то нор­маль­но (ред­ко бы­ва­ет, ко­гда ка­кая-то очень яр­кая ис­то­ри­че­ская фигу­ра не вы­зы­ва­ет ни­ка­ко­го раз­но­мыс­лия). Так, на­при­мер, дис­ку­ти­ру­ет­ся еще во­прос о под­лин­но­сти так на­зы­ва­е­мо­го «Пред­смерт­но­го за­ве­ща­ния Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на», опуб­ли­ко­ван­но­го толь­ко через во­семь дней по­сле его кон­чи­ны в со­вет­ских га­зе­тах. В нем от име­ни Пат­ри­ар­ха да­ва­лось ука­за­ние пе­ре­ори­ен­ти­ро­вать курс цер­ков­ной по­ли­ти­ки в про­со­вет­ском клю­че. Дол­гое вре­мя офи­ци­аль­но счи­та­лось, что это под­лин­ное по­сла­ние, вы­ра­жав­шее по­след­нюю во­лю Пат­ри­ар­ха. До сих пор еще на­хо­дят­ся сто­рон­ни­ки та­кой точ­ки зре­ния. Но, от­но­си­тель­но недав­но, бы­ло до­ка­за­но об­рат­ное. На­шлись до­ку­мен­ты, из ко­то­рых сле­ду­ет, что уже по­сле кон­чи­ны свя­ти­те­ля Ти­хо­на его «за­ве­ща­ние» про­дол­жа­ли пра­вить де­я­те­ли из ан­ти­ре­ли­ги­оз­ной ко­мис­сии ЦК ВКП(б) и ОГПУ, т. е. фак­ти­че­ски был опуб­ли­ко­ван сфаб­ри­ко­ван­ный бо­го­бор­ца­ми текст, ко­то­рый Пат­ри­арх не под­пи­сы­вал.

Отец Алек­сандр счи­та­ет, что в на­ше вре­мя, хо­тя за по­след­ние го­ды осо­зна­ние ро­ли Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на воз­рос­ло, нель­зя ска­зать, что оно в пол­ной ме­ре со­от­вет­ству­ет то­му, ка­ким долж­но быть: «О со­бы­ти­ях, ко­то­рые пе­ре­жи­ла на­ша Цер­ковь в те го­ды, мно­гие совре­мен­ные лю­ди, в том чис­ле и цер­ков­ные, про­сто не зна­ют и о зна­че­нии Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на не за­ду­мы­ва­ют­ся, хо­тя он, без со­мне­ния, один из ве­ли­чай­ших ис­то­ри­че­ских де­я­те­лей но­вей­шей эпо­хи на­шей стра­ны, мо­жет быть, и са­мый ве­ли­кий. В от­ли­чие от мно­гих сво­их совре­мен­ни­ков, в го­ды кро­ва­вой граж­дан­ской вой­ны он смог воз­вы­сить­ся над че­ло­ве­че­ски­ми при­стра­сти­я­ми и эмо­ци­я­ми и в неимо­вер­но тя­же­лых усло­ви­ях дать чи­сто ду­хов­ную оцен­ку про­ис­хо­див­ше­му. Сво­им по­дви­гом он по­ка­зал путь спа­се­ния и Церк­ви и Оте­че­ства: раз­бу­ше­вав­шим­ся сти­хи­ям зла мож­но бы­ло про­ти­во­по­ста­вить толь­ко си­лу свя­то­сти, и Пат­ри­арх Ти­хон это сде­лал, а за ним и сонм но­во­му­чен­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских – глав­ных ге­ро­ев на­шей но­вей­шей ис­то­рии».

По ма­те­ри­а­лам: http://www.nsad.ru