О Рождественском посте. Митрополит Антоний Сурожский

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В эти дни поста, которые приведут нас к торжеству Воплощения Господня, Церковь, словами Самого Христа, сурово и ясно нас предостерегает. В сегодняшней притче о безумном богаче Христос говорит о переполненных амбарах материальных благ; но мы все богаты очень по-разному, и не обязательно в первую очередь материально. Как мы твердо полагаемся на взаимоотношения наши с Богом, какую надежную опору находим в евангельских словах, словах Самого Христа, учении апостолов, нашей Православной вере! И чем дольше мы живом, тем больше накапливаем мыслей, знания, и сами сердца наши становятся богаче и богаче чувствами в ответ на красоту Божиего слова. Но спасает нас не это; спасает нас сила Божия, благодать Божия, которая постепенно учит нас и может очистить и преобразить нас. Но хотя Бог подает нам Свою благодать неограниченно, мы-то оказываемся способны принять дары Божии лишь в очень малой мере. Мы почти неспособны распахнуть ей свое сердце; решимость изменяет нам; у нас не хватает смелости идти тем же путем, который мы сами избрали, потому что он так прекрасен и животворен.

Апостол Павел дает нам образ: мы подобны чахнущим веточкам, привитым, рана к ране, на животворящее дерево, которое есть Христос. Да, мы привиты, — но сколько живоносных соков сможет проникнуть в сосуды веточки? Сколько жизни будет дано и принято? Это зависит от того, насколько раскрыты сосуды веточки и сколько соков сможет течь в них свободно, — это зависит от нас.

Сейчас наступает время поста и собранности, которое приведет нас и поставит лицом к лицу перед Богом, пришедшим и плоти, чтобы спасти нас. Но Его приход — также и суд, потому что нельзя встретить Бога и не оказаться перед судом. И вот, найдется ли в нас что-либо общее, роднящее нас с Сыном Божиим, Который по жертвенной, распинающейся любви отдает Себя в наши руки? Или придется нам встать перед Ним и сказать: я получил все Твои дары, но не принес плода, — как человек из притчи, который получил талант и схоронил, закопав в землю? Будем ли мы, как приглашенные на брачный пир царского сына, которые отказались прийти: один — потому что купил поле; он хотел стать землевладельцем, но земля поработила его; или другой, у которого было дело на земле, и ему некогда было отвлечься от своих занятий ради Бога, ради того, чтобы побыть с Ним. Или как тот, который нашел себе жену по сердцу, и в его сердце не осталось места, чтобы разделить радость царственного жениха?

Притча эта будет читаться в конце рождественского поста, перед самым приходом Спасителя, и как мы к ней подготовимся? Будем копить дальше и дальше, не принося плода?

Пост не означает, что нужно еще настойчивее, чем обычно, попрошайничать у Бога; пост не означает, что нужно приходить к Причастию чаще обычного. Пост это время, когда мы должны встать перед лицом суда Божиего, вслушаться в голос своей совести — и воздержаться от Причастия, если мы не можем приобщиться достойно. А приобщиться достойно означает, что перед каждым Причащением мы должны примириться с теми, с кем мы в раздоре; мы должны остановиться на помышлениях нашего ума и сердца, обличающих нас в измене Богу и неверности людям — и сделать что-то в этом направлении; мы должны примириться с Богом Живым, чтобы не оказалось, что Он умирал за нас напрасно. Поэтому задача наша сейчас состоит в том, чтобы глубоко задуматься о себе самих, подвергнуть себя беспощадному, строгому суду и подойти к Приобщению через исповедь, через покаяние, через тщательное испытание собственной жизни, так, чтобы не оказаться осужденными, приступив небрежно к Святой Трапезе.

А это предполагает несколько простых, но необходимых вещей: нельзя приступать к Причастию, опоздав к началу литургии; нельзя приступать к Причастию, не приготовив себя, в течение всей предшествующей недели, молитвой, испытанием совести, Правилом перед Причащением. Если Правило слишком длинно, чтобы прочитать его в субботу вечером после всенощной, молитвы его можно распределить на всю неделю, присоединяя их к правилу вечерних и утренних молитв. Во всяком случае дисциплина, которая требуется от нас всегда, должна соблюдаться в эти дни еще неукоснительнее. И Православная Церковь учит, что желающие приступить к Причастию должны присутствовать на всенощной в субботу вечерам, так, чтобы подготовиться к встрече с Господом в день Его Воскресения.

Это всё — не просто формальные дисциплинарные «правила»; это призывы, которые ведут нас за руку в глубины духовной жизни, к более достойной — или, хотя бы, менее недостойной встрече Господа.

Вступим поэтому сейчас в Рождественский пост и приготовим себя строгой дисциплиной ума, внимательно испытывая движения сердца: как мы относимся к другим, к себе и к Богу, как мы учимся у Церкви молитве, поклонению и послушанию Божиим заповедям?

И отнесемся также более внимательно, чем мы это делаем обычно, к соблюдению физических правил поста. Они рассчитаны на то, чтобы помочь нам отряхнуть расслабленность и потворство своим слабостям, пробудить в нас чуткость и бодрость, не дать нам закоснеть в нашей приземленности, которая мешает нам воспарить к Богу.

Соблюдайте эти правила, готовьтесь внимательно через весь Рождественский пост, ожидая пришествия Господня, но не пассивно, а в том состоянии собранного бодрствования, с которым часовой на страже ожидает прибытия своего Царя. Будем помнить, что находиться в присутствии Божием — величайшая честь, самое святое, что с нами может случиться; это не «право» наше, а величайшая честь, которую Бог нам оказывает, и будем держать себя соответственно. Аминь!

http://www.mitras.ru/archive/101127.htm

НЕДЕЛЯ СВВ. ПРАОТЦЕВ

Чтение 28-й недели

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы привыкли думать о смерти как о трагедии, а о рождении ребенка — как о радости, которая наполняет дом и выходит за собственные пределы, и распространяется на тех, кто способен отозваться радостью на радость благословенных родителей. И вот в Рождестве Христовом, в этом празднике, который грядет на нас шаг за шагом и приносит нам начало новой жизни, нового взаимоотношения с Богом, не только для нас, но для обновления всего мира, всего сотворенного космоса, радость и трагичность переплетаются.

Но Рождество Христово также трагично и потому, что Христос вошел в мир, чтобы умереть. Каждый из нас рождается в мир из небытия сначала просто в бытие, а затем, шаг за шагом, во все большую глубину и простор жизни, до дня, когда будут преодолены все ограничения этого тварного, а затем падшего мира, и мы войдем в бескрайность жизни, которая есть любовь. Ибо, в конечном итоге, любовь это ничто иное, как ликующая радость торжествующей жизни, победившей все и способной поэтому отдаться, отдаться без остатка. А Христос пришел из самой полноты Божества, той полноты, о которой мы и помыслить не можем и которая есть любовь, которая есть вечность. И пришел Он в этот мир с тем, чтобы умереть, тогда как мы приходим в него для того, чтобы жить.

Он пришел для того, чтобы мы были спасены: спасены от нашей разобщенности от Бога, потому что мы сами неспособны достичь до Него, неспособны преодолеть ту непроходимую пропасть, которую человеческий грех проложил между Богом и человечеством, и отделены от Бога нашим безразличием, тем, что мы привыкли к собственной обезбоженности, одиночеству, и хотя бьемся, боремся и надеемся, но под конец изнемогаем и оканчиваем жизнь смертью; так часто после жизни, бессмысленной в глазах многих, а то и в наших собственных, сходим в обессмысленную могилу.

Христос пришел, потому что мы не могли достичь до Бога. Бог пришел к нам, Он понес ответственность не только за Свой первичный акт творения вселенной и нас самих, зная, что это Ему будет стоить, зная и как мы поступим. Но Он взял ответственность за нашу неверность, за то, что мы изменили своему призванию, изменили Ему, изменили друг другу и всей сотворенной вселенной.

Своим приходом Он явил бескрайнюю заботу Божией любви к нам. Он не Творец, Который навязал нам существование, а затем наблюдает невзгоды нашей жизни, чтобы в какой-то день поставить нас на суд. Он — Творец, Который открыл перед нами путь в жизнь, путь к любви, путь к победе. Он приходит к нам и открывается таким, каким мы Его и помыслить не могли: Он принимает образ раба, Он подлинно становится одним из нас. Его тело подобно нашему, и Его ум, и сердце, Он — один из нас во всем, кроме того, что Он также и Бог, и Божеством пронизан Его ум, и сердце, и тело, и вся Его природа. И открывая нам Себя в плоти Своей, Кто Он есть, Он открывает нам о Боге нечто, чего мы и вообразить себе не могли: Бога, Который ради любви готов отдать нам Себя неограниченно. Вы можете сделать со Мной, что захотите, — Я не перестану вас любить. Вы можете надругаться надо Мной, вы можете отречься от Меня, вы можете замучить Меня, можете предать Меня, можете отвергнуть Меня, можете оплевать Меня, можете распять и убить Меня — Моя любовь не поколеблется. Вольной волей Я становлюсь уязвимым, беспомощным, чтобы вы узнали, что такое Божия любовь — и всякая любовь: отдача себя, отдача до конца, без горечи, без отказа…

Вот что означает рождение Христа, вот что оно говорит нам, и слово это сугубо верно. Он рождается в смерть, Он рождается на страдание, Он рождается в ограничения тварного и падшего мира для того, чтобы мы поверили в Божественную любовь. А чего ожидает Он от нас? — Понимания! Останемся ли мы слепы к Богу, так Себя нам открывшему? Останемся ли мы слепы и к тому человеческому величию, которое Он нам в Себе открыл: потому что ум и сердце, тело и воля воплощенного Сына Божия были подлинно человеческими. Человечество Его было пронизано Божеством, но оно не перестало быть подлинным человечеством. Не значит ли это, что все мы — каждый из нас — сотворены так, что мы можем быть не только духоносными, но и Богоносными? Мы можем быть пронизаны Самим Божеством, соединяясь с Тем Богом, Который соединил Себя с нами.

Вдумаемся же в то величие, к которому мы призваны и которое не только обещано или провозглашено нам, но открыто, раскрыто, явлено в личности Господа Иисуса Христа. Задумаемся также об этом рождении в смерть Бессмертного, об этой отдаче Себя, и поставим перед собой вопрос: как мы отзываемся? На что мы обрекаем себя самих, отрекаясь от своего первородства? И как мы поступаем с Богом, Который стал человеком для того, чтобы мы, по древнему присловью, стали богами?

Будем радоваться с трепетом, с благоговением, будем радоваться, но получим также и вдохновение от этого дивного чуда, которое тогда совершилось и продолжает совершаться теперь среди нас. Аминь.

http://www.mitras.ru/archive/091226.htm