Архитектор храма свт. Тихона Сергей Владимирович Шервуд

Издательство Кучково поле выпустило книгу «Династия Шервудов в истории и культуре России».

Издание посвящено отечественной художественной династии Шервудов, оставившей заметный след в истории русской культуры. Главный герой книги, самый известный представитель династии, — Владимир Осипович Шервуд, автор проекта здания Исторического музея на Красной площади в Москве и других знаковых для своего времени художественных произведений. В статьях ведущих российских специалистов приводятся наиболее полные в настоящее время сведения о В. О. Шервуде и других талантливых представителях династии. Книга адресована специалистам, а также широкому кругу читателей, интересующихся историей и культурой России.

В этой книге нашлось подтверждения авторства проекта нашего храма — оно принадлежит сыну Владимира Осиповича Шервуда — Сергею Владимировичу.

Сергей Влади́мирович Ше́рвуд (1 мая 1858, Москва — 17 августа 1899, Москва) — русский архитектор, строитель храмов в Подмосковье и особняков в центре Москвы, представитель творческой династии Шервудов.

Храм святителя Тихона Задонского (1907—1909, Клин), построен по проекту С. В. Шервуда уже после его смерти. Храм был закрыт в 1924 году и в 1990 году вновь освящен в честь святого Тихона Патриарха Всероссийского. Сергей Владимирович бывал в усадьбе Демьяново, где собирался цвет русской культуры — художники, поэты, архитекторы. Возможно именно поэтому заказ на проект храма был поручен именно Шервуду.

«Уже в первом самостоятельном задании, выполненном молодым архитектором, определились основные характерные особенности творческого почерка зодчего: смелость композиционных решений в сочетании с богатством декоративного убранства фасадов.

Следующим шагом в развитии творческих идей Шервуда стало проектирование Казанской церкви Амвросиевской Шамординской обители. Ее композиция также построена на сочетании горизонталей мощного двухэтажного основания и вертикалей устремленных вверх центрального и боковых шатров, создающих живописный силуэт обширного здания.

Новаторские поиски талантливого  зодчего  открывали неизведанный ранее путь в  эволюции русского стиля периода его расцвета в последней четверти XIX века. К началу следующего столетия относится строительство по проекту С. В. Шервуда небольшого храма во имя св. Тихона Задонского в Клину, сооружавшегося в честь спасения наследника (будущего императора Николая II) от покушения в японском городе Оцу в 1891 году.

Художественная выразительность главного кубического объема, дополненного граненой апсидой с востока и трапезной с шатровой колокольней с запада, достигается контрастом между плоскостью стен и декором под карнизом, увенчанным килевидными закомарами. Декор лишь обрамляет форму, не расчленяя ее монолитность, что было характерно для периода преобладания русского стиля в развитии национального направления в русской архитектуре».

Храм свт. Тихона до революции