Троице- Сергиева Лавра и Покровский Хотьков женский монастырь, о паломничестве

Троице- Сергиева Лавра

Ф. П. Каптерев. Из истории: (Публикуется впервые)

      Троице Сергиева Лавра как монастырь возник в то время, когда в русской истории назревал огромной важности перелом: кончился, вслед за Киевским, ее Владимиро-Суздальский период и началось возвышение Москвы и кристаллизация того своеобразного и величественного целого, которое име­нуется Московской Русью.

       Все эти перемещения политиче­ских, а вслед за ними и культурных центров не были, конечно, лишь механическими перенесениями резиденций великих князей и прочих органов власти, а неизбежно связывались с особыми этапами в развитии русской культуры и нацио­нального самосознания. При Калите и его преемниках Моск­ва выдвинулась как новый политический центр объединения Руси, а также и как духовный центр, созидавший новую куль­туру и новую идеологию, сперва Москвы «стольного града», а затем уже и Москвы «третьего Рима». Троице Сергиева Лавра  как монастырь сделался как бы сердцем Московской Руси и одним из круп­нейших очагов русской культуры и просвещения. Народная стихия была еще слишком темна и жила еще пережитками язычества, подчас и простого идолопоклонства. Предание гласит, что близ того самого городка Радонежа, где провел свои юношеские годы преподобный Сергий, на холме, в древ­нем священном урочище стояли «белые боги» — каменные истуканы, которым поклонялось по старой привычке населе­ние.

      Преподобный Сергий, гласит легенда, разбил эти извая­ния и поставил на этом месте, доселе не забытом и носящем название «белые боги», каменный крест. Для борьбы с темно­той и суевериями необходима была живая проповедь и про­светительная работа. Так как школ не было, и науки в совре­менном значении этого слова не было, то вся образованность того времени целиком входила в круг церковно-богословских идей, и лучшей академией для достижения такого образова­ния был старый русский монастырь.

      В нем занимались чте­нием, изучением и перепиской Священного Писания и бого­служебных книг, толкований святых отцов, житий и т. п. Но кроме этой теоретической стороны образования монастырь был и лучшей художественной школой, так как высшие дости­жения древнего русского искусства — в архитектуре, в живо­писи, в шитье, в ювелирном деле, в пении — все совмещалось и концентрировалось в монастыре, как в сокровищнице наци­онального творчества, как в живом, творческом музее.

       Нако­нец, даже самый строй монастырский, которому преп. Сергий придал трудовой и общежитный характер, воспитывал дух дисциплины и подчинения высшим целям среди достаточно первобытного русского общества того времени и вносил смяг­чение во весь уклад русской жизни.

      Мы знаем из летописи, что преподобный Сергий даже лично содействовал собиранию Руси и прекращению бесконечных междоусобных войн, непрекращавшихся между удельными князьями. Так он ез­дил к рязанскому князю Олегу, последнему из удельных кня­зей, не подчинившихся Москве и упорно воевавшему с вели­ким князем Дмитрием Ивановичем Донским, и увещанием достиг того, что тот, по словам летописи, «устыдебось толь свята мужа и взял с великим князем Дмитрием Ивановичем вечный мир и любовь в род и род».

      Великий князь Дмит­рий Иванович во всех важнейших случаях прибегал к совету и духовной помощи «чудного старца Сергия», по выраже­нию летописи, которого еще при жизни признавали святым. И теперь, решаясь на битву со страшным врагом, он пришел к преподобному Сергию и от него получил не просто благо­словение, а настойчивое побуждение встать на борьбу за самостоятельность Руси и прозорливое уверение в полной победе. Троице Сергиева Лавра и здесь сыграла свою роль.

Покровский Хотьков женский монастырь

     Хотьковский (Хотьков) монастырь один из самых древних в Подмосковье, его история исчисляется почти семью веками. Несмотря на долгую историю, этот монастырь не прославился никакими неординарными событиями, чудесами, не было в нем чудотворных икон, выдающихся архитектурных сооружений. Но неиссякаемый поток богомольцев и просто почитателей русской истории всегда направлялся и направляется именно сюда. В Хотьково неизменно приезжали все русские цари и императоры, члены их семей, великие князья, русская знать, а также простые россияне.

    В царский период было немыслимо представить паломническую поездку в Троицкий монастырь, который со временем стали называть Троице-Сергиевой лаврой, без посещения монастыря в Хотьково, находящегося поблизости от лавры. Всего лишь одно обстоятельство выделяло и выделяет Хотьковский монастырь из всех русских обителей. Это его теснейшая неразрывная связь с семьей, давшей миру главного духовного авторитета Древней Руси и до наших дней, одного из самых почитаемых русских святых — Сергия Радонежского. В память о завещании Сергия Радонежского паломники старались и стараются посетить Хотьковский монастырь и поклониться гробнице его родителей.

    Монастырь, по преданию, основали в первой четверти XIV в. родители этого великого русского святого — ростовские бояре Кирилл и Мария. Здесь они в 1335—1336 гг. приняли монашество, в 1337 г. здесь же их похоронили, в 1992 г. они были канонизированы (причислены к лику русских святых). Родители Сергия Радонежского были погребены в трапезной части Покровского храма тех лет; их гробницы в течение длительного времени были местом массового паломничества православных россиян.

    И раньше, и теперь, обращаясь в молитвах к преподобным Кириллу и Марии, православные люди просят помощи в даровании сил и терпения для достойного служения Господу Богу, Родине, их семьям, молят о рождении у них хороших детей, их долгой и славной жизни на благо православия и Отечества, просят помочь испросить у Бога прощение собственных грехов, причем не ради себя, а прежде всего в тревоге о судьбах их детей. Икона Сергиева рода над ракой с мощами его благоверных родителей Преподобных Кирилла и Марии.

    Кирилл и Мария были благочестивыми христианами. До пострижения в монахи Кирилл считался одним из самых именитых, богатых ростовских бояр, он верно служил князьям ростовским и слыл у них любимым боярином. Но к старости Кирилл обнищал, фактически потерял все свое состояние. Он был вынужден часто сопровождать ростовского князя в Орду (что было связано с большими материальными затратами), много пришлось ему тратиться и на ликвидацию опустошительных последствий многочисленных ордынских нападении на его родную ростовскую землю, дополнительных трат также требовала борьба с тяжелым голодом, неоднократно опустошавшим его земли.

     После присоединения Ростовского княжества к Московскому Кирилл с семьей переселился в Московское княжество, в село Радонеж, где всем добровольно приехавшим были обещаны разные льготы. Так Кирилл стал слугой великого Московского князя и достойно служил ему.

Его жена Мария всегда была добропорядочной христианкой, строго исполняла все православные правила, в большой мере именно благодаря ей православные моральные нормы стали основой жизни их детей. Кирилл и Мария понимали важность образования и всех своих сыновей (Стефан, Петр, Варфоломей — будущий прп. Сергий Радонежский) отправили учиться. Кирилл и Мария радовались желанию их младшего сына Варфоломея стать монахом, но они дали ему своего рода педагогический урок. Вначале нужно думать не о реализации своих собственных желаний, а об выполнении общечеловеческих обязанностей, быть с теми, кто нуждается в помощи и защите. В Хотьковский монастырь приезжали и приезжают молиться о долгой и доброй жизни членов своей семьи и прежде всего — детей, а также других достойных людей. Просят преподобных Кирилла и Марию помочь им в мирских делах, а главное — способствовать рождению, хорошему воспитанию и образованию детей для их должного служения православию, Родине. http://www.vidania.ru/bookhotkovsky.html.

фото и материал подготовила Лисунова Екатерина

IMG_20161224_104725_HDR IMG_20161224_104744_HDR IMG_20161224_125535_HDR IMG_20161224_125908_HDR IMG_20161224_140616_HDR IMG_20161224_140627_HDR IMG_20161224_140726_HDR  IMG_20161224_152341_HDRIMG_20161224_152306_HDR