Святыни Московских монастырей, Марфо-Мариинская обитель и Покровский монастырь

 Марфо-Мариинская обитель

Марфо-Мариинская Обитель милосердия и любви основана Великой княгиней Елизаветой Феодоровной в 1907 году. После трагической гибели мужа, Великого князя Сергея Александровича Елизавета Феодоровна удалилась от светской жизни. Все дни проводила она в молитве. «…Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящегося во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» — эти слова святого апостола Павла (2 Кор. 1.3—5) укрепили ее в решении всецело посвятить себя Богу и ближним.

Два года ушло на создание Обители. На деньги от продажи личного имущества и драгоценностей Елизавета Феодоровна приобрела усадьбу на Большой Ордынке с садом. Строения были переоборудованы под соответствующие нужды. В двухэтажном доме с выходом на улицу обустроили больницу с палатами, операционной, перевязочной и ванной.

Здесь же освятили домовую церковь — во имя святых праведных Марфы и Марии. Этот первый храм еще называли больничным. Второй появится позже — строительство собора во имя Покрова Пресвятой Богородицы закончилось в 1912 г. Храм украсит не только Обитель — на многие годы он останется достопримечательностью Москвы.

Здание во дворе отвели Воскресной школе. Здесь учились и девочки, и взрослые женщины. Классы школы занимали весь первый этаж, на втором поселили священника. До своего ареста (в 1924 г.) бессменным духовником обители был протоиерей отец Митрофан Сребрянский (в 2000 г. канонизирован в лике святых новомучеников и исповедников Российских).

Соборный храм был заложен в мае 1908 года. В числе его создателей были А. Щусев, М. Нестеров и его талантливый ученик П. Корин, знаменитый скульптор С. Коненков. 8 апреля 1912 г. митрополит Московский Владимир освятил Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

Вел. кн_ЕлисаветаВопрос о возведении большого собора встал сразу, как только Елизавета Феодоровна приобрела усадьбу на Ордынке. С просьбой порекомендовать талантливого архитектора она обратилась к художнику Михаилу Нестерову — этого живописца, расписывающего храмы, очень ценил Сергей Александрович. В 1898 г. Великий князь приобрел у Нестерова посмертный портрет жены художника — картину «Христова невеста». Елизавете Феодоровне эта картина тоже нравилась. Поэтому, когда Нестеров назвал 35-летнего Алексея Щусева в качестве возможного автора проекта, Августейшая учредительница Обители сразу же согласилась. И обратилась к Нестерову с просьбой самому расписывать будущую церковь. Предложение было с радостью принято.

Храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы сам по себе является ценным достоянием культуры. Но главное — это благоговейные богослужения, совершаемые духовенством обители, а нередко — и иерархами Церкви при дивном пении сестер, и просветительские лекции и беседы, которые велись каждое воскресение в трапезной этого храма духовником обители о. Митрофаном и приглашенными им лучшими проповедниками того времени. Москвичи активно посещали эти занятия. В трапезной храма проходили также заседания Палестинского общества, Географического общества, духовные чтения и другие мероприятия.

В престолы обоих храмов вложены частицы мощей святителя Алексия Московского, праведной Елисаветы, матери Иоанна Крестителя, и преподобного Иоанна Лествичника. Под Покровским собором располагается третий храм во имя Сил Небесных и Всех Святых. Лестничный спуск, ведущий в подземную усыпальницу, расписывал Павел Корин, который назвал свое творение «Путь праведников ко Господу». Работы в подземной церкви завершились только в 1914 г. Храм освятили 26 августа 1917 года.

Большое место в деятельности Обители уделялось организации квалифицированной медицинской помощи. Здесь вели прием известнейшие в Москве врачи. Под их руководством все без исключения сестры проходили специальное обучение: одни получали основательные профессиональные знания, другие — только навыки оказания первой помощи. Сама настоятельница умело ассистировала на операциях и делала перевязки.

Больница в Марфо-Мариинской Обители считалась лучшей в Москве. К Великой Матушке направляли самых безнадежных больных и самых тяжело раненных в годы войны. Еще до официального открытия Обители, в октябре 1907 года, Елизавета Феодоровна организовала на Ордынке работу лазарета для инвалидов-участников Русско-японской войны.

А с началом Первой мировой здесь обустроили еще 65 дополнительных мест для фронтовиков. И сестры, и сама Великая Матушка выезжали в полевые госпитали. Как истинные христианки они оказывали помощь всем солдатам — и русским, и немцам, и австрийцам.

Авторитет Марфо-Мариинской Обители милосердия был столь непререкаемым, что события 1917 года поначалу никак не повлияли на ее деятельность, революционные власти даже помогали с продовольствием и медикаментами. Однако новые порядки ужесточались: сначала прислали опросные листы для проживающих и излечивающихся, потом арестовали несколько человек из больницы, сирот распределили по детским домам. Во избежание провокаций сестры и настоятельница старались не покидать пределов Обители.

В апреле 1918 г., в Светлый Вторник, в Обитель за Матушкой прибыл отряд латышских стрелков. На сборы ей выделили полчаса. Настоятельница простилась с сестрами. Ошеломленные, они рванулись за отъезжающим грузовиком. Женщины, девицы, старухи с криком и рыданиями бежали по Ордынке. Их было тогда 105 послушниц — ученицы, испытуемые, крестовые сестры. Они любили друг друга и обожали Великую Матушку. Воспитанные в духе ее самоотверженного служения людям, они оставались верными христианскому долгу и после закрытия Обители.

18 июля Великая княгиня Елизавета Феодоровна и ее келейница инокиня Варвара (Яковлева) вместе с другими мучениками царского дома были сброшены в шахту под городом Алапаевском.

Марфо-Мариинская Обитель просуществовала до 1926 г. Все это время продолжались аресты, расстрелы и гонения. Часть сестер была выслана в Туркестан, другие небольшой общиной съехали в Тверскую область, где создали маленькое огородное хозяйство, чтобы выжить.

В 1928 г. прекратились службы в Покровском храме — в нем открыли городской кинотеатр, далее — дом санитарного просвещения. В алтаре собора установили статую Иосифа Сталина. После Отечественной войны в соборе разместились Государственные художественные реставрационные мастерские. В больничном храме св. Марфы и Марии находился кабинет лечебной физкультуры.

Остальные помещения и корпуса Обители были заняты поликлиникой и лабораториями Всесоюзного института минерального сырья.

Возрождение Обители началось в 1992 г., когда территория была передана Московской патриархии. В 2000 г. комплекс получил статус Патриаршего подворья, а в 2006 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил Попечительский совет, силами которого была разработана и осуществлена программа восстановления Марфо-Мариинской Обители милосердия к ее 100-летнему юбилею. В феврале 2006 года Указом Алексия II на должность начальницы Обители была назначена Наталья Анатольевна.

Сегодня Марфо-Мариинская Обитель живет по Уставу, утвержденному Великой Матушкой Елизаветой Феодоровной. Сестры проходят обучение в медицинском колледже Свято-Димитриевского училища, трудятся в лечебных учреждениях, несут другие послушания. Как и при Великой княгине, в Обители действуют приют для девочек-сирот, благотворительная столовая, патронажная служба, гимназия и культурно-просветительный центр.

Сайт Марфо-Мариинской Обители: http://www.mmom.ru/

Святая Матрона Московская: на ней явились дела Божии.

sfanta_matrona_din_moscova2День памяти блаженной Матроны Московской 2 мая н.ст.

Святая Матрона прославлена в лике святых сравнительно недавно, но среди православных ее почитает огромное число людей.

К мощам святой, почивающим в Покровском храме московского Покровского монастыря, ежедневно приходят поклониться тысячи людей. Чтобы попросить святую о помощи, люди приезжают издалека и выстаивают к ней длинные очереди.

Избранная Богом

В Евангелии от Иоанна имеется замечательный рассказ об исцелении Христом слепого от рождения человека. Когда апостолы спросили Учителя, почему он родился слепым, Он ответил: «… Это для того, чтобы на нем явились дела Божии».

Матрона тоже родилась слепой, она не была исцелена, но стала таким человеком, через которую явились дела Божии.

В житии святой говорится о том, что она уже с детства обладала удивительными способностями. Как она их приобрела? Через огромное терпение, несмотря на свою телесную немощь, на обиды, которые ей причиняли сверстники, свой жизненный крест она несла безропотно.

Даже когда на слепую девушку обрушился еще один недуг – в шестнадцать лет у нее отнялись ноги и она перестала ходить, Матрона не возроптала, но лишь усилила свои молитвы и духовный подвиг.

Часть жизни Матроны пришлась на царское время, и пока она была ходячей, вместе благочестивой девицей Лидией Яньковой ей удалось совершить паломничество по святым местам России – Троице-Сергиеву и Киево-Печерские лавры, в Петербург.

Свидетельства о вере во времена гонений

Житие сообщает, что Матрона встречалась в Андреевском соборе Кронштадта со знаменитым пастырем отцом Иоанном Сергиевым. Отец Иоанн Кронштадтский говорил о надвигающейся на России бурю – революции, и Матрона в юности также предсказывала о скором наступлении времени, когда «будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать».

И лихолетье вскоре наступило, сама блаженная, как и многие другие верующие, оказалась в числе гонимых. В 1925 году она покинула родную Тульскую землю и перебралась в Москву, в столице она прожила в скитаниях до конца своих дней.

Со своими горестями и проблемами ее часто посещали люди, и всем Матрона помогала добрым словом, наставлением или прямым советом, как поступить в той или иной ситуации. Ей, незрячей были открыты такие вещи, которые могут видеть только святые.

Поэтому, неудивительно, что родилась легенда о встрече блаженной Матроны со Сталиным. Если бы такая встреча и произошла, то Матрона вмиг бы «просканировала» бывшего семинариста, и вынесла бы ему и всей его жизни справедливый вердикт.

И самое главное, Матрона, как и все святые, помогает людям после своей смерти.

Почитание

Старица скончалась 2 мая 1952 года, и была похоронена при огромном стечении людей на Даниловском кладбище столицы. После ее похорон люди по-прежнему приходили к ней на могилу как к живой со своими человеческими бедами и неурядицами. Могила стала местом настоящего паломничества. Оно продолжается и сегодня, только теперь люди приходят в другое место, после прославления Матроны в 1999 году в лике блаженных, мощи святой перенесли в Покровский женский монастырь.

Сегодня сестры монастыря ведут запись о всех чудесных событиях, которые происходят в жизни паломников, приходящих к святой Матроне с просьбой. И с каждым годом эти свидетельства умножаются – святая никого не оставляет с верой приходящей к ней. rusplt.ru