Рассказ о святынях, вспоминая паломничество

Донской монастырь

Exif_JPEG_420Донской мужской монастырь, основанный в 1593-м году, расположен вблизи старой Калужской дороги в юго-западном направлении от центральной части Москвы.

Свое название монастырь получил в честь Донской иконы Божией Матери, чудесным образом избавившей Москву от войска хана Казы-Гирея. Как гласит старинное предание, некогда этой иконой Сергий Радонежский благословил войско великого князя Димитрия на Куликовскую битву. Благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы орды Казы-Гирея были с позором изгнаны за стены города, а крымские татары более никогда не нападали на Москву.

Монастырь основан на том самом месте, где войско ожидало боя с татарскими полчищами и где стояла малая походная церковка с Донским образом Пресвятой Богородицы. Спустя некоторое время здесь был отстроен собор Донской иконы Божией Матери, ныне называемый Малым собором, в честь которого монастырь и получил впоследствии свое название. Таким образом, между Даниловым и Новодевичьим монастырями постепенно возникла Донская обитель – новая монашеская крепость, которая завершила формирование московского оборонительного кольца.

К началу XIX века Донской монастырь стал самой привилегированной и богатой обителью России, которая оказывала большое влияние на духовную и политическую жизнь страны в целом. С 1799-го и до конца 1827-го года в Донском монастыре размещался Духовно-цензурный комитет, который затем был перемещен в Троице-Сергиеву Лавру. На территории обители в 1834 г. располагалось духовное училище, а с начала 1909-го года и школа для обучения послушников.

С XVII века монастырь становится широко известным местом упокоения самых знаменитых людей современности. В частности, среди ранних надгробий некрополя обнаружены захоронения грузинских царей Давида (1688 г.), Александра и Матвея (1711 г.). Монастырь стал последней обителью для философа П.Чаадаева, поэтов М.Хераскова и А.Сумарокова. Здесь нашли упокоение писатель В.Одоевский, историк В.Ключевский и архитектор О.Бове.

В 1930-е годы с Даниловского кладбища в Донской некрополь была перенесена могила художника В.Перова, в 2000-м году здесь же были перезахоронены останки писателя И.Шмелева, а в 2005-м – философа И. А. Ильина и генерала А. И. Деникина. Одно из последних захоронений произошло в августе 2008-го года – на территории старинного некрополя Донской обители был погребен известный русский писатель А.Солженицын. (http://www.donskoi.org/o-donskom-monastyre)

SUNP002625 марта 1925 года, когда патриарх умер, хоронить его были допущены лишь несколько архиереев. Спустя два года обитель закрыли большевики. Пошли слухи, что тело святителя было сожжено в крематории, другие говорили, что он был перезахоронен на Немецком кладбище, третьи — что тело его осталось в Донском монастыре. Монашеская жизнь была возобновлена только в 1991 году. Тогда же началась реставрация и поиски мощей Тихона. И 19 февраля 1992 года перед участниками раскопок предстал настоящий склеп патриарха! Стало понятно, почему во время похорон в Малый Донской собор было допущено всего несколько человек, чтобы, сохранив тайну, уберечь могилу святейшего.

В стенах Донского монастыря все еще варят миро. На Страстной седмице, три дня. Вот почему в Малом Донском соборе такое благоухание.

В Некрополе Донского монастыря похоронены знаменитые историки, писатели, военные, которые играли видную роль в истории России, в частности историк Ключевский, писатели Солженицын и Иван Шмелев, белые генералы Деникин и Каппель, филосов Ильин, а также Чаадаев, Одоевский; встречаются и знатные фамилии Трубецких, Долгоруких, Голицынх, Вяземских.

Туристы, по предварительной заявке, могут посетить башни и колокольню, надвратные храмы и смотровую площадку, музей-келью Патриарха Тихона. Ежедневно открыты иконная и книжная лавки.

tonkosti.ruДонской_монастырь

Иоанно-Претдеченский монастырь

История восстановления монастыря

Община Иоанно­-Предтеченского монастыря зародилась в селе Виноградове, где обрели место упокоения последние ивановские монахини и их духовник старец Иларион (Удодов). По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Иоанно­-Предтеченская обитель в 1992 году была приписана к храму святого князя Владимира в Старых Садех, возглавляемого протоиереем Сергием Романовым. Промыслом Божиим на о. Сергия была возложена нелегкая обязанность возрождать как свой приходской храм, так и заботиться о восстановлении древней Ивановской обители. Удивительно и  промыслительно то, что в 1987—1990 годах о. Сергий Романов служил в селе Виноградове в храме Владимирской иконы Божией Матери, где зарождалась и складывалась будущая община Ивановского монастыря и приходская община Князе­Владимирского, что Старых Садех, храма. Нашлись и желающие посвятить свою жизнь Богу и служению Церкви в монашеском звании. В конце 1991 года в часовне Св. Иоанна Предтечи поселилась первая насельница Екатерина Ростковская. С первых дней после возвращения Ивановского монастыря в лоно Церкви насельницы обратились к его истории, составили синодики для поминовения на правиле и богослужениях. И тогда, как рассказывает инокиня Елисавета (Ростковская), «словно сомкнулась разорванная связь времен, сестры почувствовали молитвенное единство с прежней обителью».

Насельницы общины были духовно связаны со Свято­-Успенской Пюхтицкой обителью в Эстонии, которая никогда не закрывалась и сохранила традиции православного общежительного женского монашества. По приглашению гостеприимной матушки Варвары ивановские сестры ездили в Пюхтицы поучиться и приглядеться к монастырской жизни.

Наталия Виноградова (ныне инокиня Николая), занимавшаяся восстановлением обители нередко бывала у старца о. Николая Гурьянова на острове Залита в Псковской области и всякий раз спрашивала его о монастыре. Отец Николай всегда отвечал, что «будет обитель и большая обитель; все будет хорошо» и добавлял: «Святитель Николай все устроит…» Сестры усердно молились великому Чудотворцу Николаю. Бывали и у могилы последней настоятельницы монастыря матушки Епифании на бывшем монастырском хуторе. Паломничали сестры в Николо-­Угрешскую обитель к мощам прп. Пимена (Мясникова), прославленного в мае 2000 года, много потрудившегося для открытия Ивановского монастыря в конце XIX века. Молились насельницы общины в Новоспасском монастыре при обретении мощей ивановской затворницы — блаженной старицы монахини Досифеи. Тесные узы духовного братства соединили монастырское сестричество с приходом церкви Преображения Господня в подмосковном селе Остров, где сестры часто молились в часовне свт. Николая.

25 декабря 2001 года о. Сергий объявил сестрам о том, что Святейший Патриарх запросил в Пюхтицах настоятельницу для Ивановского монастыря. За вечерней трапезой в Иоанно­-Предтеченской общине читали в эти дни письма прп. Амвросия, старца Оптинского. Сестра, читавшая за трапезой вечером, обратила внимание на письмо, которое должно было быть прочитано на следующий день. Вот это письмо:

По Промыслу Божию Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси 26 декабря 2001 года настоятельницей Иоанно-­Предтеченской женской обители была назначена монахиня Афанасия (Грошева) — благочинная Свято­-Успенского Пюхтицкого монастыря в Эстонии. Матушка Афанасия приехала 16 января 2002 года. В управление обителью ее ввел владыка Александр, епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. 18 января 2002 года после всенощной под праздник Крещения Господня, по благословению Святейшего Патриарха монастырю были возвращены его главные святыни — иконы св. Иоанна Предтечи с обручем и прп. Елисаветы Чудотворицы, святой игумении, жившей в Константинополе в V веке. Икона св. Пророка Иоанна уникальна. Перед этим образом молились русские цари и ходили с ним крестным ходом. К киоту иконы Крестителя Господня справа на металлической цепочке присоединен медный обруч с надписью: «Святый Великий Предтече и Крестителю Спасов Иоанне, моли Бога о нас». По молитвам Проповедника покаяния многие получают исцеления и помощь, тем самым укрепляясь в вере.

Помощницей в восстановлении обители стала для матушки Афанасии ее небесная покровительница — св. прп. игумения Афанасия Эгинская (†14 августа 860 г.; память ее совершается Православной Церковью 12/25 апреля). В ее житии сказано: «Она заботилась о том, чтобы ни один час не проходил без молитвы, постоянно славословила Господа, подражая Давиду, который говорит: Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих (Пс. 33, 2)». Назначение матушки Афанасии из Пюхтицкого женского общежительного монастыря с устоявшимся прочным укладом монашеской жизни стало краеугольным камнем для устроения нового монашеского общежития в Ивановском монастыре. С приездом настоятельницы обитель преобразилась. Она пополнилась новыми насельницами, обрела своих прихожан.

14 марта 2002 года в обители в первый раз было получено благословение — служить новопрославленной святой Иоанно-­Предтеченского монастыря — блаженной схимонахине Марфе, Христа ради юродивой. Перед всенощным бдением о. Афанасий Гумеров освятил впервые написанную икону блаженной.

11 сентября 2002 года в монастырский престольный праздник состоялась первая архиерейская служба, которую возглавил владыка Арсений, архиепископ Истринский. После литургии крестный ход из собора прошел на территорию Московского университета МВД; на ступенях южного входа в собор была отслужена лития о почивших насельницах монастыря, а также об узниках концлагеря, пострадавших в 1920—1930-­е годы в этом святом месте.

30 декабря 2002 года матушка Афанасия Указом Святейшего Патриарха была утверждена в звании настоятельницы обители с возложением наперсного креста.Радостным событием для обители стал первый постриг сестер. 5 апреля 2003 года владыка передал в дар монастырю частицу мощей свт. Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского. Святыня хранилась в семье одной верующей итальянки, принадлежащей к древнему знатному роду. Увидев особую любовь русских людей к святым и благоговейное почитание святых мощей у православного народа, она решила подарить семейную реликвию возрождающейся Иоанно-­Предтеченской обители.

8 апреля 2003 года в монастырь был назначен священник — иерей Георгий Первушин. И сестры, и прихожане сразу полюбили нового пастыря.

В 2004 году в соборе восстановлена мраморная рака, в которой почивали святые мощи святой блаженной схимонахини Марфы Московской, Христа ради юродивой, утраченные после закрытия собора в 1926 году.

24 декабря 2004 года состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви на котором Синод постановил включить в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена новых подвижников. Среди них значится имя священника Ивановского монастыря Алексия Скворцова (1875—4 июля 1938). Обитель обрела нового молитвенника и ходатая пред Богом.

11 сентября 2007 года в престольный праздник обители Его Святейшество совершил Божественную литургию в монастырском Соборе и возвёл матушку Афанасию за богослужением в сан игумении.

В монастыре постоянно ведется работа в архивах и библиотеках, благодаря чему обителью выпущены жития святой покровительницы монастыря прп. Елисаветы Чудотворицы, святой блаженной схимонахини Марфы Московской, Христа ради юродивой, старицы­ затворницы Ивановского монастыря Досифеи, а также издания по истории древнего Ивановского монастыря.

Много тайн и загадок у древней обители, сокровенно ее будущее, но ясно одно: монастырь живет и возрождается. Обновляется обитель внешне, светлеют ее храмы и здания, но еще более украшается и крепнет она внутренне с приходом новых молодых сестер. Ибо крепче и прочнее камня юные сердца, всецело преданные Богу. В них залог будущего обители с нерушимым фундаментом ее духовного наследия. Ни в прошлые века, ни в наше время никакие невзгоды и исторические потрясения не смогли прервать ту нить духовной преемственности, которая тянется от основания монастыря. Обитель горела, ее разоряли, но преемственность и традиции сберегались следующими поколениями. Именно поэтому монастырь всегда возрождался, возрождается он и теперь. Снова звучит в сердце российской столицы глас вопиющего в пустыне (Мф. 3, 3) — проповедь величайшего проповедника покаяния и большего в рожденных женами (Мф. 11, 11) святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна: Покайтеся, приближибося Царствие Небесное… Сотворите убо плод достоин покаяния… Уже бо и секира при корени древа лежит: всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает, и во огнь вметаемо (Мф. 3; 2, 8,10). Для взыскующих спасения во все времена и эпохи святой Иоанн Предтеча указывает на Христа: Се Агнец, Божий, вземлющий грехи мира (Ин. 1, 29).

История восстановления монастыря

Данилов ставропигиальный мужской монастырь

Данилов монастырь был основан в конце XIII века князем Даниилом Александровичем, младшим сыном князя Александра Невского, и считается старейшим монастырем в Москве. Монастырь был основан в честь небесного покровителя князя — преподобного Даниила Столпника. Незадолго до смерти, в возрасте 42 лет, князь постригся в монахи, и в 1303 году был похоронен в Даниловом монастыре. Вскоре после смерти князя Даниила, в 1330 году, великий князи Иоанн Калита перевел братию монастыря в Кремль, монастырь стал приходить в упадок, и в течении почти 250 лет пребывал в запустении — на его месте были маленький храм и кладбище. Возрождаться монастырь стал лишь при Иване Грозном, именно тогда, в 1561 году, в монастыре был построен каменных храм во имя Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. радиционно, Данилов монастырь был важным звеном обороны южных рубежей Москвы. В 1591 году он сыграл важную роль в отражении нападения хана Казы-Гирея, в 1606 году у стен монастыря царь Василий Шуйский бился с войском Болотникова. В 1610 году монастырь был подожжен бежавшим из Москвы Лжедмитрием II.

После сильного пожара, монастырь был отстроен заново, и обнесен кирпичной стеной с семью башнями. Сильно досталось монастырю и от войск Наполеона — монастырь был разорен, к счастью, основные ценности из монастыря успели вывезти до прихода французов.

Exif_JPEG_420

Могила старца Аристоклия Афонского

На территории монастыря был расположен некрополь, где были захоронены множество известнейших людей своего времени, в том числе Н. В. Гоголь, представители дворянских родов — Волконские, Вяземские, Голицыны, и многие другие. После революции, в 1918 году, монастырь был формально закрыт, однако продолжал существовать вплоть до его полного закрытия в 1930 году. В конце 20-х годов на территории монастыря был организован приемник-распределитель НКВД, разобрана колокольня. Колокола со звонницы были спасены от переплавки американским промышленником Чарльзом Крейном, и до 2007 года находились в Гарвардском университете. В 1931 году был уничтожен некрополь, прах из отдельных захоронений был перенесен на Новодевичье и Даниловское кладбища. В конце ноября 1982 года, Брежнев лично подписал указ о передаче монастыря Московской Патриархии. С того момента началось возрождение обители. Сохранившиеся храмы были отреставрированы, построены новые корпуса, часовни. На месте бывшего некрополя было построено здание резиденции Патриарха и Священного Синода. А в 2007 году в монастырь были возвращены исторические колокола, пережившие суровые времена за океаном.

SUNP0042

tourister.ruworld/europe/russia/city/moscow