Рассказ о паломничестве по местам, связанным с патриархом Тихоном

Собираясь в паломничество мы решили накануне праздника Новомучеников и исповедников Российских посетить некоторые места, связанные с жизнью патриарха Тихона, стоящего во главе Собора Новомученников.

Храм вмч. Екатерины, храм Никольский в Хамовниках, Зачатьевский монастырь. Это места, где он служил.

А храм Ильи пророка отличался особыми службами. С 1962 году  клирики Обыденской церкви стали служить парастас,  на вечернем богослужении перед родительской субботой, и только  здесь держались старой традиции, служили и по другим дням. Молились  об упокоении Государя и его семьи, называя в общем потоке имен имена царственных мучеников, поминал святого Патриарха Тихона, его местоблюстителей, митрополитов, ныне причисленных к лику святых. В храме Ильи Обыденного особенные панихиды. На  службы приходили родственники расстрелянных или погибших в лагерях и ссылках священно­служителей, уцелевшие потомки аристократических семейств, дети родовитых предков, отпетых в свое время в Ильинской церкви. Батюшка умел создавать особенное молитвенное настроение. Для чтения  записок на литургии приглашал Глеба Александровича Каледу, Алексея Петровича Арцыбушева,  и некоторых других .

Степень  почитания патриарха Тихона несомненно мала, по сравнению с  его значением в истории.

 

Святитель Тихон Патриарх Московский и  Новомученики

На кануне дня рождения 31 января святителя Тихона хочется еще раз вспомнить о нем и его жизни. Его жизнь- это  исповедание Христа. И буквально в первое воскресение февраля мы отмечаем праздник Новомучеников и исповедников Российских и это не случайность. Божией волей так определено, и эти даты стоят рядом. В Москве есть храм великомученице Екатерины, в котором любил служить свт. Тихон, и вообще вся жизнь его это служение: народу, церкви и конечно России.

Будущий Патриарх Тихон (в миру Беллавин Василий Иванович) родился 31 января 1865 г. в семье сельского священника Торопецкого уезда Псковской епархии Иоанна Тимофеевича Беллавина. С юных лет он отличался особой религиозной настроенностью, любовью к Церкви и редкой кротостью и смирением. В возрасте девяти лет он поступил в местное Торопецкое духовное училище, которое окончил в 1878 году. Затем, оставив родительский дом, продолжил обучение в Псковской духовной семинарии. Как отмечают, учился Василий прилежно. Нередко он помогал знаниями однокурсникам. За его поведение,  товарищи прозвали его «Архиереем», что, в общем, и исполнилось в будущем. Успешно закончив Псковскую семинарию, Василий поступил в Петербургскую духовную академию. Удивительно, но здесь он опять получил «пророческое» прозвище – «Патриарх». В 1888 году, в возрасте двадцати трех лет, Василий закончил академию со степенью кандидата богословия, вернулся в Псков и устроился преподавателем в семинарию. В декабре 1891 года, принял постриг. Тогда же он принял и новое имя Тихон, в честь святителя Тихона Задонского. Заем его посвятили в иеродиакона, а немного спустя – в иеромонаха.  Вскоре он удостоился  возведения в сан архимандрита.В октябре 1897 года иеромонах Тихон был хиротонисан во епископа Люблинского.

14 сентября 1898 г. он был назначен епископом Алеутским и Аляскинским.  За неполных 10 лет миссионерского служения святителя Тихона в Америке он повторил подвиг апостолов, созидая из миссионерской епархии Русской Православной Церкви Православную Церковь в Америке, которая состояла из многих национальностей коренных народов Аляски и эмигрантов из других стран Европы и Азии, насчитывая около полумиллиона своих членов. За этот архипастырский и апостольский подвиг в 1905 году Владыка Тихон был возведен в сан архиепископа. Владыка во всем был примером для своей американской паствы. Каждый год он жертвовал на благотворительность более 6000 руб. На эти деньги содержались и строились детские приюты, Свято-Тихоновский монастырь в Пенсильвании, братства, Российский Красный Крест, фонд помощи русским военнопленным в Японии, Торопецкое духовное училище.

В 1907 году он занял Ярославскую кафедру. Как и на прочих местах своего архиерейского служения он пользовался заслуженным авторитетом и доверием у вверенной ему паствы. Активно посещал монастыри, служил в разных храмах. В период с 1914 по 1917 год святитель возглавлял кафедру Виленскую и Литовскую. Во время Первой мировой войны, при приближении к Вильно немецких солдат, он перевез в Москву некоторые местные святыни, включая мощи Виленских мучеников. В июне 1917 года архиепископа Тихона избрали на Московскую кафедру с возведением в митрополита. В 1917 году на Всероссийском Поместном Соборе обсуждался вопрос о восстановлении патриаршества на Руси. В то время эта идея поддерживалась и духовенством, и народом. Помимо внутренних церковных причин, к скорейшему разрешению данного вопроса подталкивала Февральская революция, низвержение монархии. Эти обстоятельства требовали появления единого ответственного руководителя, способного сплотить своей властью, любовью и мудрой апхипастырской деятельностью духовенство, монашествующих и мирян. И этой миссии удостоился митрополит Тихон. Интронизация Патриарха состоялась 21 ноября 1917 г., в Кремлевском Успенском соборе. Несмотря на всё более и более осложнявшуюся обстановку, усиливавшиеся гонения на священнослужителей Патриарх Тихон, как мог, исполнял долг перед Богом, Церковью и собственной совестью. Он открыто служил в храмах Москвы и других городов, возглавлял крестные ходы, осуждал кровавые беспорядки, обличал богоборчество, укреплял веру в людях.

На ряду с другими храмами Москвы, Патриарх Тихон проводил богослужения в храме святой великомученицы Екатерины на Всполье. Главным храмовым праздником был праздник святой великомученицы Екатерины — 24 ноября (7 декабря). В этот день  богослужение было особенно торжественным. В период с 1920-1924 гг. накануне Екатерининского дня всенощное бдение и литургию в самый праздник  совершал Святейший Патриарх Тихон. По рассказам современников, Святитель Тихон приезжал в храм со своим келейником на открытых санях, запряженных лошадью, под звон всех колоколов храма. На улице его встречало духовенство, народ, и он проходил в храм. Служба проходила без спешки, торжественно, довольно длительно, и все радовались Патриаршему служению. Храм был всегда переполнен. На окружающих Патриарх Тихон производил впечатление очень скромного, одухотворенного, доброжелательного церковного иерарха.

К 1921 году в результате гражданской войны, засухи в восточных регионах страны в государстве катастрофически не хватало продовольствия, наступил страшный голод. И вот, подобрав удобный момент, под предлогом помощи голодающим власти решили разорить Православные храмы. В это время Патриарх Тихон обратился за помощью к главам христианских Церквей, находящихся за рубежом, основал Комитет помощи голодающим, благословил сдавать ценности, не имевшие богослужебного значения. Вместе с тем он решительно воспротивился посягательствам на христианские святыни. Но власти и не думали ослаблять наброшенную было на Церковь удавку. Желая добиться большего успеха на пропагандистском направлении, её обвиняли в алчности, в нежелании помочь страждущим. Прокатилась очередная волна арестов священнослужителей. Вскоре Патриарх был взят под стражу и несколько месяцев, с мая 1922 года по июнь 1923 года, пребывал в заточении. Затем, не найдя очевидных благообразных причин для публичной расправы, богоборцы были вынуждены выпустить святителя на свободу. Дальнейшее время святитель Тихон оставался под пристальным надзором. Кроме того, на него было организовано несколько покушений. Пребывая в Донском монастыре, Патриарх, несмотря на агрессивное давление извне, совершал богослужения, принимал множество тянувшихся к нему за поддержкой и утешением людей. 7 апреля 1925 года, в Праздник Благовещения, шестидесятилетний Патриарх Тихон, предал свой дух Богу. К этому времени Православная Церковь едва оправилась от всех тех напастей, что ей пришлось пережить, и была очень слаба. Но сокрушить дух борьбы за своё право существовать было уже невозможно. Прощание со святителем длилось несколько дней и сопровождалось толпами людей. Чин погребения происходил при участии десятков архиереев и священников.

Архиепископ Дмитрий (Добросердов)

Священномученик Димитрий (в миру Иван Иванович Добросердов) родился 22 января 1864 года в селе Пахотный Угол Тамбовской губернии в семье священника. По окончании в 1885 году Тамбовской Духовной семинарии он был назначен учителем земской школы в Моршанском уезде, где трудился до 1889 года.Женился. 6 мая 1889 года Иван Иванович был рукоположен в сан священника к Николаевской церкви села Мамонтове Тамбовской губернии, и был назначен заведующим и законоучителем Мамонтовской церковноприходской школы. Вскоре у отца Иоанна умерли жена и дети. И в 1894 году поступил в Московскую Духовную академию. По окончании ее в 1898 году  он был назначен законоучителем 4-й Московской гимназии и священником гимназической церкви. 10 апреля 1899 года митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) поставил иерея Иоанна настоятелем Благовещенской церкви при гимназии.  6 мая 1908 года за заслуги по духовному ведомству он был награжден наперсным крестом.  Отец Иоанн согласился и в декабре 1908 года в Смоленской Зосимовой пустыни Московской епархии был пострижен в монашество с наречением ему имени Димитрий, возведен в сан архимандрита и назначен синодальным ризничим и настоятелем церкви Двенадцати апостолов в Кремле.   18 мая 1914 года в Успенском соборе Кремля архимандрит Димитрий был хиротонисан во епископа Можайского, викария Московской епархии, и назначен настоятелем Саввино-Сторожевского монастыря. В 1921 году преосвященный Димитрий был назначен епископом Ставропольским. Обновленцы в Ставропольской епархии одержали почти полную победу над православными, которые лишились большинства приходов. Одной из причин этого было массовое уничтожение духовенства в эпоху гражданской войны в 1918-1921 годах. Под натиском обновленцев епископ Димитрий был вынужден покинуть епархию и переехать в Москву. В 1922 году православные Тамбовской епархии вели упорную борьбу с обновленцами. На первых порах обновленцам в некоторых городах удалось захватить большинство храмов. В городе Козлове к обновленцам отошло четырнадцать храмов, только два храма остались православными. Православный народ, однако, обновленческие храмы не посещал, а ходил в мужской Троицкий монастырь, расположенный в трех километрах от города. После освобождения в 1923 году Патриарха Тихона из заключения епархиальный совет города Козлова направил в Москву своих представителей с просьбой назначить к ним православного архиерея. 26 сентября 1923 года преосвященный Димитрий был назначен епископом Козловским, викарием Тамбовской епархии, и временно управляющим Тамбовской епархией. После приезда преосвященного Димитрия в город обновленцы принесли покаяние, и все храмы за исключением одного перешли к православным. Преосвященный Димитрий служил во всех храмах города; он был прекрасным проповедником. С течением времени его популярность среди православных все более возрастала. Обновленческому движению в епархии грозило полное поражение. Уполномоченный Тамбовского отдела ОГПУ по Козловскому уезду писал: «Во главе тихоновского движения в городе Козлове и уезде, а также всей Тамбовской губернии стоит епископ Димитрий, очень хитрый и осторожный человек, пользующийся громаднейшим авторитетом среди верующих, а в особенности у кулаков и темного элемента.  Благодаря авторитетности и политике Димитрия, тихоновское движение в городе Козлове и уезде растет не по дням, а по часам.И по распоряжению ВЦИКа тихоновцам от обновленцев дало возможность еще более поднять головы тихоновцам и еще более укрепить свой авторитет, в частности, авторитет епископа Димитрия… А всего духовенства, последователей бывшего Патриарха Тихона, в городе Козлове и уезде имеется до 90%.  Великим постом 1925 года епископа Димитрия стали часто вызывать на допросы в ОГПУ. Иногда после допросов он сразу шел в храм, где его ждали, чтобы начать богослужение. Власти настаивали, чтобы владыка покинул Козлов, но он отказывался. Ему стали угрожать заключением. В конце концов он, ссылаясь на болезнь сердца, попросил власти отпустить его в Египет для лечения. Ему был выписан заграничный паспорт, и он отправился в английское посольство в Москве, чтобы получить разрешение на въезд в тогдашнюю английскую колонию. Благополучно оформив все документы, преосвященный Димитрий на следующий день отправился в Сергиев Посад, чтобы попрощаться с Александром Дмитриевичем Самариным, бывшим когда-то обер-прокурором Святейшего Синода, с которым владыка был в дружеских отношениях. На пути к дому Самарина его остановил верховой, и епископ был арестован. Из тюрьмы в Сергиевом Посаде он был отправлен в тюрьму на Лубянку в Москве, где пробыл неделю, а затем с приказанием ехать в Козлов был освобожден. В Козлове его арестовали и препроводили в Тамбов.

В Тамбове епископ Димитрий был освобожден из тюрьмы и уехал в Москву, где ему довелось на всенощной накануне празднования памяти великомученицы Екатерины сослужить Местоблюстителю митрополиту Петру. Для Местоблюстителя это была последняя служба, через три дня он был арестован.

В 1926 году епископ Димитрий служил в московских храмах и в Подмосковье. В июле 1926 года владыку вызвал к себе уполномоченный ОГПУ Тучков и потребовал, чтобы он покинул столицу. Сославшись на больное сердце, владыка сказал, что уедет в Кисловодск. Поручил епископу Димитрию управление новосозданной Пятигорской епархией. Владыка поселился в Кисловодске,  неподалеку от Пантелеимоновской церкви, в которой он часто служил. 14 апреля 1932 года епископ Димитрий был возведен в сан архиепископа. 23 марта 1934 года он был назначен архиепископом Можайским, Викарием Московской епархии. В Москве владыка поселился в сторожке при Ильинской церкви на Большой Черкизовской улице, где и жил до ареста. Архиепископ Димитрий был арестован 29 сентября 1937 года и заключен в Бутырскую тюрьму. Сразу же после ареста начались допросы, которые 9 октября были оформлены в виде протокола и подписаны архиепископом.

17 октября 1937 года Тройка НКВД приговорила арестованных к расстрелу. 21 октября архиепископ Димитрий (Добросердов), архимандрит Амвросий (Астахов), игумен Пахомий (Туркевич), диакон Иоанн Хренов, инокиня Татьяна (Бесфамильная) и миряне Николай Рейн, Мария Волнухина и Надежда Ажгеревич были расстреляны на полигоне Бутово под Москвой и погребены в общей безвестной могиле.

Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. 26 июня 2011 года в целях увековечения памяти своего земляка, священномученника Димитрия Можайского (Добросердова), в Богоявленской церкви села Пахотный Угол Тамбовской области была торжественно освящена икона с его изображением, а затем помещена в храме на вечное хранение для всеобщего поклонения.

Свщмч. Петр Митрополит Крутицкий и Коломенский

Свя­щен­но­му­че­ник Пётр, мит­ро­по­лит Кру­тиц­кий (в ми­ру Пётр Фё­до­ро­вич По­лян­ский) родил­ся в 1862 го­ду в бла­го­че­сти­вой се­мье свя­щен­ни­ка се­ла Сто­ро­же­вое Во­ро­неж­ской епар­хии. В 1879 году окончил Костромское духовное училище. В 1885 году закончил полный курс Воронежской духовной семинарии по первому разряду и был определен на должность псаломщика при церкви села Девицы. Два года спустя Петр Фёдорович был принят вольнослушателем, а после сдачи экзаменов —  студентом Московской духовной академии. Академию он закончил в 1892 году со степенью кандидата богословия, и был оставлен при Академии помощником инспектора. Одновременно он безвозмездно преподавал в частном женском училище Сергиева Посада и состоял в должности секретаря Общества спасения на водах. В декабре 1896 года назначен смотрителем Жировицкого духовного училища, которое, по отзыву ревизора Нечаева, привел в блестящее состояние. В этот период произошло знакомство Петра Полянского с архимандритом Тихоном (Беллавиным). По­сле за­ня­тия ря­да от­вет­ствен­ных долж­но­стей в Жи­ро­виц­ком ду­хов­ном учи­ли­ще, он был пе­ре­ве­дён в Пе­тер­бург, в штат Си­но­даль­но­го Учеб­но­го Ко­ми­те­та. При этом он от­ли­чал­ся бес­среб­ре­ни­че­ством и стро­го­стью. Пётр Фё­до­ро­вич при­ни­мал уча­стие в По­мест­ном Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 1917–1918 го­дов. По­сле ре­во­лю­ции  до 1920 го­да слу­жил управ­ля­ю­щим Мос­ков­ской фаб­ри­кой «Бо­га­тырь». Во вре­мя на­чав­ших­ся го­не­ний на свя­тую Цер­ковь, в 1920 го­ду Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ти­хон пред­ло­жил ему при­нять по­стриг, свя­щен­ство и стать его по­мощ­ни­ком в де­лах цер­ков­но­го управ­ле­ния. Рас­ска­зы­вая об этом пред­ло­же­нии бра­ту, он ска­зал: «Я не мо­гу от­ка­зать­ся. Ес­ли я от­ка­жусь, то бу­ду пре­да­те­лем Церк­ви, но, ко­гда со­гла­шусь, я знаю, я под­пи­шу сам се­бе смерт­ный при­го­вор». Сра­зу по­сле ар­хи­ерей­ской хи­ро­то­нии в 1920 го­ду во епи­ско­па По­доль­ско­го, Вла­ды­ка Пётр был со­слан в Ве­ли­кий Устюг, но по­сле осво­бож­де­ния из-под аре­ста Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на — вер­нул­ся в Моск­ву, став бли­жай­шим по­мощ­ни­ком Рос­сий­ско­го Пер­во­свя­ти­те­ля. Вско­ре он был воз­ве­дён в сан ар­хи­епи­ско­па (1923 год), за­тем стал мит­ро­по­ли­том Кру­тиц­ким (1924 год) и был вклю­чён в со­став Вре­мен­но­го Пат­ри­ар­ше­го Си­но­да. В по­след­ние ме­ся­цы жиз­ни Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на мит­ро­по­лит Пётр был его вер­ным по­мощ­ни­ком во всех де­лах управ­ле­ния Цер­ко­вью. В на­ча­ле 1925 го­да Свя­тей­ший на­зна­чил его кан­ди­да­том в Ме­сто­блю­сти­те­ли Пат­ри­ар­ше­го Пре­сто­ла по­сле свя­щен­но­му­че­ни­ков мит­ро­по­ли­та Ка­зан­ско­го Ки­рил­ла и мит­ро­по­ли­та Яро­слав­ско­го Ага­фан­ге­ла. По­сле кон­чи­ны Пат­ри­ар­ха обя­зан­но­сти Пат­ри­ар­ше­го Ме­сто­блю­сти­те­ля бы­ли воз­ло­же­ны на мит­ро­по­ли­та Пет­ра, по­сколь­ку мит­ро­по­ли­ты Ки­рилл и Ага­фан­гел на­хо­ди­лись в ссыл­ке. В этой долж­но­сти Вла­ды­ка Пётр был утвер­ждён и Ар­хи­ерей­ским Со­бо­ром 1925 го­да.

В связи со всем вышесказанным, необходимо упомянуть один интересный факт. Свое последнее всенощное бдение Митрополит Петр совершил на престольный праздник (Екатерининский день) в храме святой великомученицы Екатерины на Ордынке — 6 декабря 1925 года. В этот день Митрополит Петр (Полянский) возглавил службу. Ему сослужили епископ  Дмитрий Добросердов и епископ Даниил Болховский. Пел знаменитый хор Чеснокова. Протодиаконом был о. Максим Михайлов (впоследствии известный солист Большого театра, народный артист СССР, незадолго до смерти принял монашество с именем Мисаил). Жезлоносцем у митрополита Петра был иподиакон Василий Евдокимов. Через три дня священномученик митрополит Петр был арестован, долгие годы томился в лагерях и ссылках.

В сво­ём управ­ле­нии Цер­ко­вью мит­ро­по­лит Пётр шёл по пу­ти Пат­ри­ар­ха Ти­хо­на — это был путь твёр­до­го сто­я­ния за Пра­во­сла­вие и бес­ком­про­мисс­но­го про­ти­во­дей­ствия об­нов­лен­че­ско­му рас­ко­лу. В но­яб­ре 1925 го­да мит­ро­по­лит Пётр был аре­сто­ван — для него на­ча­лась по­ра му­чи­тель­ных до­про­сов и нрав­ствен­ных ис­тя­за­ний. По­сле за­клю­че­ния в Суз­даль­ском по­ли­ти­зо­ля­то­ре, Вла­ды­ку при­вез­ли на Лу­бян­ку, где ему пред­ла­га­ли от­ка­зать­ся от пер­во­свя­ти­тель­ско­го слу­же­ния в об­мен на сво­бо­ду, но он от­ве­тил, что ни при ка­ких об­сто­я­тель­ствах не оста­вит сво­е­го слу­же­ния. В 1926 го­ду Вла­ды­ка был от­прав­лен эта­пом в ссыл­ку на три го­да в То­боль­скую об­ласть (се­ло Аба­лац­кое на бе­ре­гу ре­ки Ир­тыш), а за­тем на Край­ний Се­вер, в тунд­ру, в зи­мо­вье Хэ, рас­по­ло­жен­ное в 200 ки­ло­мет­рах от Об­дор­ска. Ссыл­ка вско­ре бы­ла про­дле­на на два го­да. Во время ссыл­ки, в 1930 го­ду, Вла­ды­ка вновь был аре­сто­ван  и за­клю­чён в Ека­те­рин­бург­скую тюрь­му на пять лет в оди­ноч­ную ка­ме­ру. За­тем он был пе­ре­ве­дён в Верх­не­ураль­ский по­ли­ти­зо­ля­тор. Ему пред­ло­жи­ли от­ка­зать­ся от Ме­сто­блю­сти­тель­ства, вза­мен обе­щая сво­бо­ду, но Свя­ти­тель снова ка­те­го­ри­че­ски от­ка­зал­ся от это­го пред­ло­же­ния. Ни про­дле­ние сро­ка ссыл­ки, ни пе­ре­во­ды во всё бо­лее от­да­лён­ные от цен­тра ме­ста, ни уже­сто­че­ние усло­вий за­клю­че­ния не смог­ли сло­мить во­лю Свя­ти­те­ля, хо­тя и со­кру­ши­ли мо­гу­чее здо­ро­вье Вла­ды­ки. И хо­тя Пер­во­свя­ти­тель был ли­шён воз­мож­но­сти управ­лять Цер­ко­вью, он оста­вал­ся в гла­зах мно­гих му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков, воз­но­сив­ших его имя за Бо­го­слу­же­ни­ем, на­дёж­ным ост­ров­ком твёр­до­сти и вер­но­сти в го­ды от­ступ­ле­ний и усту­пок бо­го­бор­че­ской вла­сти. В 1931 го­ду Вла­ды­ку ча­стич­но па­ра­ли­зо­ва­ло. Слу­чи­лось это по­сле ви­зи­та Туч­ко­ва, пред­ло­жив­ше­го Свя­ти­те­лю стать осве­до­ми­те­лем Г. П. У. Ещё ра­нее у него на­ча­лась цин­га. В 1933 го­ду боль­но­го аст­мой пре­ста­ре­ло­го Свя­ти­те­ля ли­ши­ли про­гу­лок в об­щем тю­рем­ном дво­ре, за­ме­нив их вы­хо­дом в от­дель­ный двор-ко­ло­дец, где воз­дух был на­сы­щен тю­рем­ны­ми ис­па­ре­ни­я­ми. На пер­вой «про­гул­ке» Вла­ды­ка по­те­рял со­зна­ние. Ко­гда его пе­ре­ве­ли с уже­сто­че­ни­ем ре­жи­ма в Верх­не­ураль­скую тюрь­му осо­бо­го на­зна­че­ния, то по­ме­сти­ли сно­ва в оди­ноч­ной ка­ме­ре, а вме­сто име­ни да­ли № 114. Это был ре­жим стро­гой изо­ля­ции. Есть сви­де­тель­ства о том, что мит­ро­по­лит Сер­гий (Стра­го­род­ский), ожи­дая осво­бож­де­ния за­кон­но­го Ме­сто­блю­сти­те­ля, на­пра­вил со­вет­ско­му пра­ви­тель­ству пись­мо, что в слу­чае вы­хо­да из за­клю­че­ния мит­ро­по­ли­та Пет­ра, вся Цер­ков­ная по­ли­ти­ка усту­пок из­ме­нит­ся в пря­мо про­ти­во­по­лож­ную сто­ро­ну. Вла­сти от­ре­а­ги­ро­ва­ли долж­ным об­ра­зом, и Вла­ды­ка Пётр, до­ждав­шись дня осво­бож­де­ния — 23 июля 1936 го­да — в Верх­не­ураль­ской тюрь­ме, вме­сто сво­бо­ды по­лу­чил но­вый срок за­клю­че­ния ещё на три го­да. К это­му мо­мен­ту ему бы­ло уже семь­де­сят че­ты­ре го­да и вла­сти ре­ши­ли объ­явить Свя­ти­те­ля умер­шим, о чём и со­об­щи­ли мит­ро­по­ли­ту Сер­гию, ко­то­ро­му в де­каб­ре был усво­ен Пат­ри­ар­ше­го Ме­сто­блю­сти­те­ля — ещё при жи­вом мит­ро­по­ли­те Ме­сто­блю­сти­те­ле Пет­ре. Так про­шёл ещё год тяж­ко­го за­клю­че­ния для боль­но­го стар­ца-пер­во­свя­ти­те­ля. В июле 1937 го­да по рас­по­ря­же­нию Ста­ли­на был раз­ра­бо­тан опе­ра­тив­ный при­каз о рас­стре­ле в те­че­нии че­ты­рёх ме­ся­цев всех на­хо­дя­щих­ся в тюрь­мах и ла­ге­рях ис­по­вед­ни­ков. В со­от­вет­ствии с этим при­ка­зом адми­ни­стра­ция Верх­не­ураль­ской тюрь­мы со­ста­ви­ла про­тив Свя­ти­те­ля об­ви­не­ние: «…про­яв­ля­ет се­бя непри­ми­ри­мым вра­гом со­вет­ско­го го­су­дар­ства…, об­ви­няя в го­не­нии на Цер­ковь ее де­я­те­лей. Кле­вет­ни­че­ски об­ви­ня­ет ор­га­ны Н. К. В. Д. в при­страст­ном к нему от­но­ше­нии, в ре­зуль­та­те че­го яко­бы яви­лось его за­клю­че­ние, так как он не при­нял к ис­пол­не­нию тре­бо­ва­ние Н. К. В. Д. от­ка­зать­ся от са­на Ме­сто­блю­сти­те­ля». 27 сен­тяб­ря (10 ок­тяб­ря н. ст.) 1937 го­да в 4 ча­са дня свя­щен­но­му­че­ник мит­ро­по­лит Пётр был рас­стре­лян в Маг­ни­то­гор­ской тюрь­ме, и тем са­мым увен­чал свой ис­по­вед­ни­че­ский по­двиг про­ли­ти­ем му­че­ни­че­ской кро­ви за Хри­ста. Ка­но­ни­зо­ван Ар­хи­ерей­ским Со­бо­ром Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в 1997 го­ду.

(инф. ocapodvorie.ru)