Паломничество на Валдай, рассказ о святынях

Новгородский Кремль, или Детинец, как его называли в Новгороде в древности,  заложенный князем Ярославом, — древнейший из сохранившихся в России кремлей (впервые упоминается в летописи 1044 г.).

Кремль был административным, общественным и религиозным центром Новгорода.  Здесь проходило вече, выборы посадника, отсюда выступили на битву со шведами дружины Александра Невского, его стены защищали главный — Софийский собор и резиденцию Новгородского владыки. Именно в Кремле велось летописание, собирали и переписывали книги.

Любоваться стенами новгородского Кремля лучше всего, приближаясь к нему по Волхову со стороны озера Ильмень. Уже от Городища, по отношению к которому укрепление, возведенное в X веке, стали называть Новым городом — Новгородом, видны красно-кирпичные башни и стены крепости. Удивительно красивый в любую погоду, Кремль словно парит над современной застройкой. Колокольный звон, разносящийся на десятки километров по воде, дополняет ощущение сказочности. Приближаясь к Кремлю, начинаешь видеть детали: бойницы башен и зубцы стен, древние и сравнительно новые здания.

Сегодня Кремль — это культурный и туристский центр. Здесь находятся главные экспозиции Новгородского музея-заповедника, реставрационные мастерские, работают библиотека, филармония, училище искусств, художественная и музыкальная школа. Ансамбль Кремлевских построек своеобразен и живописен, и это делает прогулку по Кремлю приятной и увлекательной. visitnovgorod.ruКремль

Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь

Много есть замечательных мест на земном шаре. В одних можно отдохнуть телом, а в других – душой. Но есть в России и такое место, где и тело и душа возносится к небесам. Это монастырь Иверской иконы Божией Матери на Валдае. Он относится к православным мужским обителям. Основан на острове Сельвицком в Новгородской области, недалеко от города Валдая. Он один из трех, которые были построены по инициативе патриарха Никона. Город Валдай издавна был известен как центр колоколитейного дела. Красота данного края связана не только с его природой, но и с архитектурой обители.

История заложения и выбора места этой обители несет в себе много различных фактов. Так он был воссоздан по подобию Иверского монастыря с горы Афон. Патриарх Никон увидел его и предложил сделать копию в России. На что царь Алексей Михайлович даже выделил деньги из казны. А вот место было выбрано из-за видения, которое пришло ему во время путешествия за мощами митрополита Филиппа на Соловки. Уже летом 1653 года началось возведение святыни и уже осенью были возведены две деревянные церкви: Теплая и Соборная. Первым настоятелем был Дионисий. Когда Никон впервые приехал на Валдай, то переименовал поселок в село Богородицкое, а само озеро назвал Святым. Перед этим он опустил на его дно крест и Евангелие. В своем письме к царю патриарх писал, что видел над озером знамение – огненный столб. И сам монастырь назвал Святоозерским.

Через год уже началось строительство каменных сооружений обители. В 1654 году сюда были перенесены мощи Иакова Боровичского. А затем была дана царская грамота, по которой святыне принадлежало не только озеро Валдай с островами, но и близлежащие вотчины.

После переезда в монастырь братии Оршанского Кутеинского монастыря, началось развитие переплетного мастерства и книгопечатания.

В 1656 году было закончено строительство Успенского собора, который в 2008 году переименовали на честь иконы Божьей Матери «Иверской».

ikona-i-molitva.info

Спасо-преображенский Варлаама Хутынского женский монастырь.

-(горка Варлаама )

Больше 7 веков назад на это место именуемое Хутынью пришел монах подвижник для молитвенного подвига на уединенном месте Варлаам. Место это именовалось Хутынью или Худым, так как пропадали здесь люди. А теперь это место дивной благодати Господней, освященное молитвами прошлого и настоящего.

Св. преп. Варлаам Хутынский родился в Великом Новгороде в семье состоятельной и благочестивой, наречен в крещении был Алекса. По достижении зрелого возраста был пострижен в Лисичанском монастыре Великого Новгорода с именем Варлаам. (монастырь не сохранился)

По прошествии времени своего духовного взрастания, он отправился на подвиг пустынножительства, избрав для этого место, которое именовалось Хутынь. Хутынь находилась в нескольких километрах от Великого Новгорода и пользовалось дурной славой, считалось что здесь люди теряли свой рассудок, здесь жила нечистая сила.

Однако выбор был не случаен. Это место преподобному было указано светлым столпом. Этот столп света был воспринят Варлаамом, как Божье  благоволение. О времени иноческого подвига пустынножительства преподобного нам ничего не известно. Но уже в 1192 году ставится храм Преображения Господня. Таким образом было положено начало Спасо-Преображенскому Варлаамо-Хутынскому монастырю, где преподобный стал настоятелем.

Еще при жизни слава о подвижнике распространилась среди людей, он был почитаем новгородцами, о его прозорливости предания сохранились по сегодняшний день. Много раз преподобный Варлаам Хутынский бывал у новгородского епископа, а однажы посреди лета предсказал, что приедет на санях. Подивились тому новгородцы, ведь лето-то было жарким, но неожиданно выпал снег и похолодало, а Варлаам и в самом деле прибыл в Новгород на санях. От выпавшего снега на полях народ пришел в уныние ибо понимал погублен урожай. Но преподобный народ новгородский утешил, сказав, что все то промысел Божий и похолодание со снегом — это всего лишь помощь боголюбивым людям, чтобы погубить жучков поедавших зерно и не погубить урожай. И действительно благодаря этому короткому похолоданию и снегу урожай был спасен.

Вместе с даром прозорливости был дан дар чудотворений, или если быть более точным дар сильной молитвы. Сохранилось предание о воскрешении умершего. Хранят и многие другие предания о чудотворениях преподобного как прижизненных, так уже и после смерти. И даже на смертном одре не покидал его дар прозорливости. Был у преподобного ученик Антоний, будущий святой Антоний Дымский, основатель Антония Дымского монастыря. Умер преподобный 6/19 ноября 1192 года и был погребен на территории монастырского кладбища. Молва о кончине облетела округу и на погребение собралось множество народа, приехал и епископ новгородский, прибыло множество больных и немощных людей, которые по молитвам преподобного получили исцеление. В день кончины св. преп. Варлаама Хутынского 19 ноября по новому стилю принято принимать всех кто приходит в монастырь, кормить, поить их и быть гостеприимными. Таково было завещание преподобного — всех гостеприимно принимать, кто бы не пришел в монастырь, кто бы не попросил помощи. И молитву каждого из нас преподобный слышит, каждому на пользу души помогает.

svirskiy-palomnik.jimdo.com

Exif_JPEG_420