Оптина пустынь — один из важнейших центров духовной жизни в России XIX — начала XX века.
До конца XVIII века Оптина была бедным и малоизвестным монастырем. В конце XVIII — начале XIX века она начала активно строиться. Стали возводиться каменные храмы, колокольня, жилые корпуса и административные постройки. В 1821 году по распоряжению святителя Филарета (Амфитеатрова) при Оптиной пустыни в лесу был построен Иоанно-Предтеченский скит, в котором поселились первые старцы: преподобные Лев, Антоний и Моисей Оптинские. У них были ученики: преподобные старцы Макарий, Амвросий и другие.
Старцы были духовными наставниками для всех, кто шел к ним за помощью и советом, утешали страдающих, убеждали сомневающихся в вере. Наряду с простыми паломниками к старцам в Оптину приезжали Н.В.Гоголь, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский и многие другие известные писатели, художники, философы, и даже члены императорской семьи. В 1918 году Оптина пустынь была закрыта.
До войны на территории Оптиной пустыни располагался дом отдыха, в войну — концлагерь для военнопленных. В 1987 году монастырь вернули Русской православной церкви. С 1998 года в монастыре покоятся мощи преподобного Амвросия и еще шести святых старцев Оптинских.
Интересные факты об Оптиной пустыни
- По преданию, основателем Оптиной пустыни был раскаявшийся разбойник по прозвищу Опта. В монашестве он получил имя Макарий.
- В 1993 году на Пасху в Оптиной пустыни произошла страшная трагедия: убили трех монахов — иеромонаха Василия (Рослякова) и иноков Трофима и Ферапонта. Убийца-сатанист был признан невменяемым. На месте погребения убитых монахов на монастырском кладбище построена часовня, в которой по субботам совершают заупокойную литию.
- Рядом с монастырем находятся три святых источника: Пафнутия Боровского на реке Жиздра и Серафима Саровского и Параскевы Пятницы на озере Серафима Саровского. У входа в Иоанно-Предтеченский скит стоит Колодец преподобного Амвросия.
Источник: optina.ru
Не придуманные чудесные истории из жизни Схимонахини Сепфоры
Перед вами свидетельства наших современников о событиях, выходящих из ряда обычных. Все они происходили с реальными людьми в реальное время. Мы дети ХХI века – века небывалого взлёта технического прогресса и небывалого падения нравов. А значит — прагматичны и недоверчивы. Слишком многие утратили не только веру во Всевышнего (она часто требует определённого подъёма духовных сил) но даже элементарную способность довериться собеседнику. И только тогда, когда на глазах с нами произойдёт нечто чрезвычайное, мы впервые отрываем глаза от земли и смотрим в небо. И тогда, не возможно, не согласится о существовании горнего мира, о Вечности, то есть о том, что всегда было и всегда будет! А еще услышав о внезапном избавлении от неизлечимой болезни, о чудесном спасении от верной смерти, о таких происшествиях и случаях, которые воспринимаются нами как невероятные, то в подтверждение подлинности этих историй вы найдёте в монастыре Спаса Нерукотворного пустынь, что в селе Клыково, неподалёку от Оптиной пустыни. Там находится прекрасный собор Спаса Нерукотворного, а рядом с Никольским пределом – могила праведницы, прозорливой старицы схимонахини Сепфоры, её келья, а ещё архив с документами – свидетельствами, в которых кроме сути происшедшего содержатся подлинные имена и адреса.
ДЕДУШКА С ПАЛОЧКОЙ
Л.Н.Колосовская – учительница из Киреевска. Однажды вместе со своими учениками отправилась в паломническую поездку. Побывали в Шамордино, в Оптиной пустыни, после чего автобус завернул в Клыково. Конечно, зашли в собор Спаса Нерукотворного, приложились к святыням, затем – в келью схимонахини Сепфоры, на её могилу. А когда собрались уезжать, иеромонах о.Сафроний дал им в дорогу газету. Они спешили, предстояла дальняя дорога, и Л.Н., не разворачивая, сложила газету в дорожную сумку. Вскоре автобус тронулся, поплыли за окнами берёзки и сосны, отдалился монастырь, далеко позади осталось и Клыково. Надвигалась ночь, но дети никак не могли угомониться.Всех переполняли впечатления, и, разумеется, они спешили поделиться. Как вдруг! Мотор «зачихал», в салоне появился запах гари, и они остановились,шофёр сказал учительнице, что поломка самая что ни на есть серьёзная. Более того находиться не только в автобусе, но и рядом с ним небезопасно. Оказалось, что довольно продолжительное время бензин капал на разгорячённый радиатор, то есть достаточно одной единственной искры, и всё взлетит на воздух. Связаться с кем-либо по мобильнику не удалось. Так радость обернулась отчаяньем. В той глуши, где они оказались, стояла какая-то первозданная тишина. Нечего было и думать, что их выручит случайная машина: вокруг ночь и непроглядная темень. Стали молиться, просить помощи у матушки Сепфоры. Потом все вместе читали акафист Чудотворцу Николаю. И вдруг дочка Л.Н. (она тоже школьница) бросилась к ней: «Там дедушка с палочкой». Он появился, что называется, ниоткуда. Подошёл к детям, облокотился на свой посох и головой покачал: «Ай-яй-яй-яй!» Как потом рассказывали ребята, у него был ясный взгляд и доброе лицо. А ещё какая-то светлость, непередаваемая лёгкость были и в нём самом и вокруг него. Дети были так взволнованы встречей (вскоре он незаметно исчез), что ещё долго не могли забыть о ней. Учительница и её школьники почти не сомневались: это был… святитель Николай. Они пели последние строчки акафиста святителю Николаю. И когда к Л.Н. подошёл водитель, она сказала, словно по какому-то наитию: «Сейчас акафист допоём и поедем». Он только плечом повёл: «Какое там! Поломка такая, что ничего сделать нельзя. Без капитального ремонта только на прицепе можно ехать». А затем произошло неожиданное: в считанные минуты из каких-то подручных средств он соорудил необходимую деталь. Отрезал кусок трубы, что-то ещё сделал. И только прозвучали последние слова акафиста святителю Николаю, Михаил (водитель) сел за руль и завёл автобус. Учительница видела, как у него от напряжения и волнения дрожали руки, происходящее казалось невероятным, но они таки тронулись с места и поехали.
Дома Л.Н. первым делом достала газету и развернула её. Это была «Наша вера». И на первой же странице икона Николая Чудотворца. Именно та, что находится в клыковском Спасском соборе в пределе святителя Николая. Матушка Сепфора очень любила эту икону, часто обращалась к ней. А ниже был помещён текст про то, как страшная буря настигла путника в море. Ломались паруса, трещали мачты, и тут кому-то пришла мысль помолиться святителю Николаю. Вскоре он явился им: «Вы звали меня, и я пришёл». Путник и все, кто оказался на корабле, были спасены. Для Л.Н. эта газетная страница стала ещё одним подтверждением того, что чудесную помощь оказал им сам святитель Николай по молитвам матушки Сепфоры.
Из предсказаний матушки — а говорила она, что придёт время, и Клыково станет городом. Называться он будет Спасск. Монастырь разрастётся, на его территории появится много строений. А рядом с обителью поднимутся новые здания – сюда будут съезжаться люди с разных городов. Ну, а духовным центром, сердцем Спасска, конечно же, станет святая обитель – Спаса Нерукотворного пустынь и её устроительница, почившая здесь схимонахиня Сепфора, которая и прежде (при жизни), и теперь молилась и молится о нас грешных, о нашем возвращении под покров Отца Небесного и Пресвятой Богородицы.
(Источник:www.klikovo.ru)
История основания обители
На Калужской земле, освященной подвигами и трудами святых угодников Божиих, недалеко от прославленной Оптиной пустыни расположена Казанская Свято-Амвросиевская женская пустынь. Она основана великим Оптинским старцем преподобным Амвросием при деятельном участии его духовной дочери – схимонахини Софии (Болотовой, 1845-1888), назначенной впоследствии ее первойнастоятельницей.
Шамординские листки
О вражде против властей. Смысл искушений
Свобода существ разумных всегда испытывалась и доселе испытывается, пока утвердится в добре. Потому что без испытания добро твердо не бывает. Всякий христианин чем либо да испытывается: один бедностию, другой болезнию, третий разными нехорошими помыслами, четвертый каким-либо бедствием, или уничижением, а иной разными недоумениями. И этим испытывается твердость веры, и надежды, и любви Божией, то есть к чему человек более склоняется, к чему более прилепляется, горе ли стремится, или еще пригвожден к земному.
Источник: © 2009-2016 Официальный сайт Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни
Русская Православная Церковь Московского Патриархата.