Фоторепортаж из Дивеево. Паломничество к преподобному Серафиму

Дивеево – перекрёсток времени

«Сюда приезжает множество паломников, люди врачуют свои души, исцеляются от недугов, от греховной скверны. Для нас большая радость, что есть такое место на Нижегородской земле…»
/Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов)/

«Здесь удивительнейшим образом переплетаются прошлое, настоящее и будущее… Этого невозможно объяснить. Это надо прочувствовать…»

«Время – это Милость Господня. Оно даётся человеку для спасения…»

Неоднократные беседы с очень многими верующими убедили нас в том, что жизнь всех тех, кому Всевышний даровал возможность посетить «Четвёртый жребий Матери Божией на Земле», делится на две части: на жизнь до посещения, и жизнь после оного… Последствия такового для каждого из паломников оказываются самыми разнообразными, а порою – весьма неожиданными.
У одних из них возникает непреодолимое (иногда не совсем осознанное) желание повторно посетить эти Богоугодные места, чтобы ещё раз приложиться к православным святыням, ещё раз окунуться в целительный источник, ещё раз почувствовать Благодать Божию, которую испытывает каждый православный христианин после священного омовения.
У других появляется потребность не только посетить сии благодатные места, но и какую-то часть своего отпуска посвятить трудам во Славу Господню, выполняя завет Батюшки: «Послушание паче поста и молитвы… Кто даже помогать будет обители моей, и те муки будут избавлены».
Третьи, получив духовное и физическое исцеление, как, например, уже ранее упомянутый нами брат Алексей, начинают заниматься не только паломничеством по святым местам (проводя при этом большую часть своего времени в трудах и в молениях именно в Дивеевской обители), но и пытаются реально осуществлять активную миссионерскую деятельность, неся Слово Божие заблудшим братьям и сёстрам…
Некоторые христиане, укрепясь и духовно, и физически, получают дополнительный заряд Божественной энергии, способствующей воплощению творческих замыслов в виде литературных и публицистических произведений. Так, посещение дивеевской земли, стало одной из причин написания известным в Туле поэтом, композитором и исполнителем песен Василием Поповым книги под названием «Я видел Сына Божьего…», в которой он на страницах 15 – 20 повествует о посещении мест, «прославленных преподобным старцем Серафимом Саровским».

Рассказ автора сайта

Удивительная история произошла с жительницей Иркутска Дашей П…
В отроческом возрасте у девочки нашли редкое заболевание почек. Врачи объяснили, что с этим заболеванием жить можно, но настанет время, когда необходимо будет делать операцию. Через несколько лет медицинских наблюдений такое время настало, и лечащий врач после очередного обследования дал девочке соответствующее направление. Собрав дочь, мать повела ребёнка в больницу. Там в регистратуре сообщили, что в данный момент в необходимом отделении мест нет. Поэтому: «Приходите на следующей неделе». На следующей неделе какое-то непредвиденное обстоятельство вновь помешало ребёнку лечь на операционный стол. Наконец, перед тем как отправиться в очередной раз в больницу мать встретила свою хорошую знакомую и поделилась с ней своим горем. На что мудрая женщина ответила: «Перед операцией хорошо бы съездить в Дивеево и заказать молебен о здравии дочери». На что мать девочки сказала, что у неё нет денег на такую поездку. «А на одного человека ты денег найти сможешь? – спросила знакомая. – Я сама еду туда на поклонение и могла бы взять девочку с собой».

Деньги на такое Богоугодное дело нашлись. Даша съездила в Дивеево, окунулась в источниках преподобной Александры и Батюшки Серафима, приложилась к его мощам, а женщина заказала соответствующий молебен. Когда девочка вернулась в Иркутск, никаких признаков болезни врачи не обнаружили, и необходимость в операции отпала

Эпилог

После случившегося, чтобы быть ближе к тем Святым Местам, которые принесли исцеление её дочери, мать Даши продала квартиру в Иркутске и купила домик в Дивееве. Сейчас Даша находится в полном здравии и вместе со своим братом работает (выполняет послушание) в монастыре.

Канавка Царицы Небесной

Святая Канавка была создана по воле Божией Матери, которая явилась преподобному Серафиму, и указала ему, каким образом необходимо обносить рвом и валом место ранее основанной православной общины. По воле Царицы Небесной это должно быть обустроено трудами сестёр общины. Копать Канавку начал сам Батюшка Серафим. Её сооружение продолжалось на протяжении 3,5 лет. Работы велись каждодневно и летом, и зимой.
В годы торжества безбожия, власть попыталась уничтожить православную святыню, но в период духовного возрождения Канавка была полностью восстановлена.
Чудотворец Серафим говорил, что «Канавка – это стопочки Божьей Матери. Тут её обошла Сама Царица Небесная, взяв в удел Себе обитель. О Благодати, дарованной этому месту, Батюшка сказал: «Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста «Богородиц» прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев».
А в путеводителе «Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь» сообщается: «Благословил Батюшка брать глину с Канавки – на исцеление. Многие получили избавление от недугов от травки с этого места…»

(Официальный сайт Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.)

Муром, монастырь Петра и Февронии.

В  известном с древнерусских времен славном городе Муроме расположился знаменитый женский Свято-Троицкий монастырь. И в первую очередь он известен тем, что в нем с некоторых пор хранятся мощи знаменитых муромских святых Петра и Февроньи, которые в России стали почитаться как покровители семьи и брака. И сразу совершенно логично возникает вопрос: «А где город Муром находится?» Этот город стоит на левом берегу Оки и относится к Владимирской области, граничащей с Нижегородской, в 300 км от Москвы, с населением немногим боле 100 тысяч человек.

История монастыря Приступая к теме: «Муром: монастырь Петра и Февронии», окунемся немного в древнюю историю Руси. Этот монастырь был основан муромским купцом Цветновым Тарасием Борисовичем в 1643 году. Раньше в период XI-XIII века на этом месте располагалось старое городище с деревянным кафедральным собором святых князей Бориса и Глеба, немного позже здесь был построен из дерева Свято-Троицкий храм.Благодаря стараниям и упорному труду купца Цветнова, получившего благословение у епископа Рязанского и Муромского, в 1643 году вместо деревянного храма на этом месте возвели Свято-Троицкий белокаменный собор, который сохранился и до сегодняшних дней.

Муромская обитель и ее убранство Главным украшением собора стали золотые кованые кресты и поливные изразцы с оригинальными орнаментами, представляющие шедевры муромских умельцев XVII столетия. Этим и отличается этот храм. Стиль, в котором его создали, называется «русское узорочье». В период с 1648 по 1652 год на одном фундаменте в южной части монастыря были сооружены надвратная шатровая церковь Казанской Божией Матери и многоярусная прорезная колокольня. В Советское время, с 1923 года, женский монастырь по приказу властей закрыли. В 1975 году на его территорию из соседнего села Красное Меленковского р-на привезли деревянный храм святого Сергия Радонежского, представляющий собой памятник деревянного зодчества XVII века.

Открытие обители  15 мая 1991 году случилось долгожданное событие: в день памяти святых Бориса и Глеба произошло открытие женского Свято-Троицкого монастыря. А через несколько дней, 22 мая 1991 года, сюда приехала монахиня Тавифа (Голанова), которая позже стала его игуменьей. Муромский монастырь имеет несколько подворий: Крестовоздвиженкое (г. Муром), Богородицкое (с. Мишино Муромского р-на), Богородицкое (Владимирской обл., Камешковского р-на). В 2001 году в монастыре был создан пансионат для престарелых людей и несовершеннолетних детей под названием «Надежда». Под патронатом этой святой обители также находится несколько тюрем, колония для несовершеннолетних, воинская часть и общество «Феникс» для инвалидов-колясочников.

Святыни монастыря . Женский монастырь с момента его основания хранил Виленский крест-мощевик, являвшийся одной из первых святынь обители. 15 мая 1996 года к круглой дате, пятилетию основания монастыря, древнюю святыню вернули из городского исторического музея. Но главной святыней для этого женского монастыря стали мощи благоверных святых Петра и Февроньи. Из местного музея их передали 19 сентября 1992 года. Историческая справка указывает на то, что до 1921 года они находились в местном Рождественском соборе. Монастырь также хранит посох добродетельной Рипсимии (Слюняевой), которая стала последней игуменьей перед закрытием обители в 1923 году. Возвращаясь к теме «Муром: монастырь Петра и Февронии», необходимо отметить, что в честь великих святых Петра и Февроньи на территории обители была построена часовня. В женском монастыре действуют три храма: Сергиево-Троицкий собор, Церковь Казанской иконы Божьей Матери (1648 г.), Церковь преподобного Сергия Радонежского (1715 г.). Главный — Сергиево-Троицкий собор. И он, в свою очередь, делится на три престола: центральный – в честь святой Великой Троицы, правый – в честь святых праведных жен матери Богородицы Анны, Тавифы и Ульянии Лазаревской, и левый – в честь святых Петра и Февроньи, где хранятся их святые мощи и Виленский крест-мощевик. — https://www.syl.ru/article/207463/new_murom-monastyir-petra-i-fevronii-svyatyie-petr-i-fevroniya-petra-i-fevronii-muromskih-monastyir-kak-rabotaet-trebyi-tsenyi

Благовещенский монастырь в Муроме. Князья Константин, Михаил и Феодор муромские.

История монастыря

Благовещенский монастырь в городе Муром был основан в 1553 году Иваном Грозным, посетившим Муром в 1552 году во время похода на Казань. Он возник на месте деревянной церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, сооружение которой церковное предание приписывает святому блаженному князю Константину (Ярославу) Святославичу (1096-1123). С именем этого князя связано крещение Муромской земли.

В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Жестокие муромские язычники, не желая принимать князя, убили его младшего сына Михаила. Тело убиенного князя Михаила было положено рядом с храмом во имя Благовещения Богородицы. Постепенно вся княжеская семья нашла упокоение у стен этого храма.

В 1547 году на основе местного почитания была совершена общецерковная канонизация благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора. В то время их мощи находились под спудом. А с 1555 года в Благовещенском соборе открыто почивали мощи князя Константина.

И еще немного новой истории. Благовещенский монастырь был закрыт в 1919 году, но братия, поселившись в городе Муром, продолжала служить в соборе. 22 мая 1923 года произошло вскрытие мощей святых благоверных князей Константина, Михаила и Феодора, после чего они были перевезены в музей, где находились до января 1989 года.

В 1940 году собор был закрыт, но возобновлён два года спустя как приходской храм. В 1945-1946 годах здесь служил иеромонах Пимен (Извеков), впоследствии Патриарх всея Руси. В сентября 1991 года Благовещенская церковь вновь была преобразована в мужской монастырь.

В главном храме также справа от алтаря стоит рака с мощами благоверного князя Константина и чад его Михаила и Федора. И опять удивляемся: как же здесь (в городе Муроме) все необычно. И эта семья (все трое) лежат в одном гробу. Честно говоря, такое единение людей после смерти приходится наблюдать впервые. Вот Петр и ФевронияТроицком монастыре) лежат вместе, а вот князь Константин со своими детьми (в Преображенском монастыре). Да и сами эти два монастыря стоят почти стенка к стенке. Чудеса!

В Благовещенском соборе находится старейший из сохранившихся в городе иконостасов, состоящий из 6-ти ярусов. Он был установлен в 1797 году.

Иверская икона Богородицы

Еще одна святыня расположена в этом храме Свято-Благовещенского монастыря: чудотворная Иверская икона Божьей Матери.

Эта удивительная чудотворная икона находится в центральном соборе Спасо-Благовещенского монастыря. Она располагается в самой правой части храма у окна, рядом с правым алтарем.

Этот образ является копией прославленной в христианском мире Афонской иконы Богоматери, а также списком с Иверской иконы, которая была дарована монастырю в 1812 году.

Икона потрясающей красоты и силы! Под стеклом висит множество золотых и серебряных украшений, которые люди жертвовали Божьей Матери в знак благодарности за скорое и чудесное слышание молитв.

Рядом с Иверской иконой находится образ Илии Муромца с частицей его мощей. Эту икону Благовещенскому монастырю подарили монахи Киево-Печерской Лавры, где в пещерах находятся святые мощи былинного русского Богатыря.

Монастырские захоронения

Обходим вокруг Благовещенского собора. Здесь сохранились древние захоронения. Среди них могила одного из настоятелей монастыря, архимандрита Алексия (1814-1877), в миру Андрея Полисадова, прапрадеда поэта Андрея Вознесенского, посвятившему ему поэму «Андрей Полисадов».

И еще одна святыня находится на территории Свято-Благовещенского мужского монастыря — это могилка старца иеромонаха Аполлония. В настоящее время на месте его погребения возведена часовня, в которой можно помолиться об упокоении старца и попросить его молитв. Говорят, что Аполлоний Муромский очень хорошо их слышит и быстро исполняет.

Прикоснувшись ко всем святыням, выходим за ворота монастыря. Еще раз оглядываем восхитительную панораму двух монастырей: мужского и женского. Фотографируем памятник святым Петру и Февронии, возведенный рядом на площади. https://www.syl.ru/article/207463/new_murom-monastyir-petra-i-fevronii-svyatyie-petr-i-fevroniya-petra-i-fevronii-muromskih-monastyir-kak-rabotaet-trebyi-tsenyi

Фоторепортаж Антонины Цыбан