Паломническая поездка на Псковскую землю. Рассказ о святынях

«Россия есть символ вселенского Православия, и является для всего мира тем самым сокровищем, тем самым ковчегом, в котором будет совершаться спасение всего человечества. Иначе не было бы здесь в этой Святой обители  и знамения такого – Цареградской иконы Божией Матери, и такого явления столпов Православной Церкви – Трех Святителей.

Объяснение этому может быть только одно:  Россия действительно является Третьим Римом, тем самым государством, в господство которого входит сам Иисус Христос. И место Спасо-Елеазаровского монастыря, избранное этими светильниками веры, отмечено Господом как центр, не государственный и общественный, а духовный.

Тайна здесь велика есть, и мы не можем проникнуть в неё и постичь её. Но через этот монастырь устроялась русская государственность в XVI веке, потому что в этом монастыре появилась государство-образующая идея: Россия — Третий Рим.

А какое слово изречет эта Святая обитель миру на конец веков, мы ещё не знаем, но предназначение у этого места великое. Здесь не просто пребывает Господь и Матерь Божия, но это ещё и дом Трёх Святителей. И первое название у монастыря было: Трехсвятительский».

7Игумения Елисавета (Беляева)

Маленький, среди непроходимых лесов основанный преподобным Евфросином, Спасо-Елеазаровский монастырь во все века привлекал к себе внимание, потому что жили здесь монахи-подвижники, жили монахи-ученые, жили духовные старцы…

Монастырь был местом подвига монашествующих и спасения мирян.Неведомое миру монашеское служение, молитвенное делание известных и безвестных подвижников не было забыто.

Вновь затеплилась монашеская жизнь в Елизарове, и в 2000 году древний Спасо-Елеазаровский монастырь стал возрождаться как женская обитель. Ныне, после упразднения и разорения, он вновь обретает свое прежнее значение.

В 3,5 км от центра Пскова на высоком берегу реки Великой стоит Снетогорский монастырь. Он был основан в XIII веке. Название горы — Снятная — происходит от слова «снеть». Снеток — маленькая рыбка, которой так славился Псков. Снятная гора необычайно живопис­на. Лучшего места для размещения монастыря и придумать нельзя. В 1299 г. на монастырь напали немецкие рыцари и раз­грабили его. В огне погибли 17 иноков и основатель мо­настыря — игумен Иосаф. Псковский князь Довмонт-Тимофей с дружиной разгромил рыцарей и повелел по­ставить в монастыре новый храм — каменный. Но это был последний год жизни прославленного князя. Строи­тельство храма затянулось. В 1310 -1311 гг. был завершен, а в 1313 г. расписан фресками каменный собор Рождества Богородицы.

snetokmon04Снетогорский монастырь стал традиционным местом пострижения псковских князей — принятия схимы перед смертью. Особо памятным для монастыря было посеще­ние обители невестой Ивана III византийской царевной Софьей Фоминичной Палеолог в 1472 г. по пути в Москву. В Смутное время один из самозванцев, выдававший се­бя за царевича Дмитрия-Сидорка, был схвачен в Пскове.

Сопровождать его в Москву было доверено игумену Снетогорского монастыря. Побывали под стенами монастыря и войска шведского короля Густава-Адольфа. В 1614 г. здесь стоял шведский лагерь.

Важным строительным этапом в истории монастыря стало возведение каменных храмов и гражданских зданий в первой четверти XVI века. Обновление монастыря связано с переходом Пскова под управление великого московского князя.

Рождественский собор знаменит своими фресками. Во времена нашествия на Псков Стефана Батория (1581-1582 гг.) собор горел, верхняя часть барабана разру­шилась. Сильно пострадали и фрески. Через год барабан был восстановлен, значительно удлинен и украшен пояс­ком с псковским орнаментом, характерным для XIV века. Фрески в центральной части здания были прикрыты новым иконостасом, а в открытых местах забелены. В 1909 г. на­чалась расчистка снетогорских фресок, она продолжается и по сей день.

При создании фресок псковские мастера использова­ли почти все тона местных минеральных красок с пре­обладанием известной «псковского черлени», придающей росписям своеобразный, теплый колорит.

Настенная снетогорская роспись относится к началь­ному периоду расцвета псковской фрески. Помимо яркой, живописной манеры, в которой работали мастера, их рос­пись характеризуется очень вольной трактовкой религи­озных сюжетов. Пророки, апостолы, святители не про­сто символы веры, а живые люди с разными характера­ми и внешностью. В поисках новых сюжетов псковские живописцы использовали не только канонизированные церковные сюжеты, но и апокрифы, не вполне совпа­дающие с официальным вероучением.

Композиции фресок необычайно живы. Северную сте­ну занимает фреска «Успение», над дверью в жертвен­ник — сцена «Введение во храм». Сильное впечатление производит «Страшный суд», изображающий не только грешников и героев религиозных мифов, но фантастичес­ких животных.

Живописцы выработали смелый стиль письма — «про­бела», т.е. белильные блики, которые оживляли фигуры и придавали им динамичность.

К нашему времени общая цветовая гамма фресок силь­но изменилась, непрочные краски выцвели, изменился ла­зурный фон. К фрескам нужно присмотреться, и тогда будет понятен замысел ее творцов. Они прекрасны.

На XVII век приходится расцвет монастыря. Жизнь в Пскове способствовала бурному развитию торговли, росту богатства. Монастырю тогда принадлежало око­ло 370 крестьянских дворов. Но пришла Северная война, монастырь опять горел, в огне погиб архив, содержащий документы о времени основания монастыря.

В 1760-х гг. в России происходит секуляризация монастырских и цер­ковных владений. Снетогорский монастырь постепенно пустеет, а в 1804 г. он и вовсе упразднен. Штат его был приписан Спасо-Елизаровскому монастырю. В 1805 г. Снетогорский монастырь был отдан правительством под загородный архиерейский дом.После революции в 1919 г. бывший Снетогорский мо­настырь был включен в охранные списки памятников архи­тектуры, что не помешало древним постройкам медленно разрушаться. До войны там был дом отдыха. Во время вой­ны древние стены были осквернены присутствием гестапо.

Сейчас Снетогорский монастырь возрожден. На его территории находится женский монастырь. В монастыре проживает более 60 сестер, а с трудниками и церковным клиром около 100 человек.

Материалы: Путеводитель «Псковская область». ИД «Симон-Пресс», 2000 г.
Фото: Михаил Глущенко, Антон Дубенской

Псково-Печерский монастырь в Печорах

2Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь расположился в 50 километрах от Пскова, в нескольких километрах от границы с Эстонией.  Это один из самых почитаемых монастырей на Руси и единственный, не закрывшийся в советские годы. В самое тяжелое для Церкви время монастырь  находился на территории Эстонии, по договору 1922 года, вплоть до 1940 -го. Очень познавательно про  жизнь обители рассказывает Архимандрит Тихон (Шевкунов) в своей книге «НЕСВЯТЫЕ СВЯТЫЕ». «Одной из особенностей Псково-Печерского монастыря являются святые пещеры. С них шестьсот лет назад и началась обитель. Подземные лабиринты тянутся под церквями, кельями, садами, полями на многие километры. 6Здесь когда-то и поселились первые монахи. Под землей они соорудили храмы, здесь же, по древнему библейскому обычаю, хоронили в песчаных нишах почивших братий. Лишь позже, когда число иноков увеличилось, монастырь принялся обустраиваться и на поверхности.» Пещеры Псково-Печерского монастыря – уникальное место упокоения святых. Предположительно в этих местах захоронено около десяти тысяч человек. На протяжении года в пещерах температура не поднимается выше +5 ° С.

Одним из игуменов монастыря был Иоанн Крестьянкин. Помолиться и спросить совета в монастырь приезжали все руководители государства Росссийского, от Иоанна Грозного до Владимира Путина.

Старец протоиерей Николай Гурьянов

10При жизни старца Николая называли «живым святым». Он предрек канонизацию царя, гибель атомных лодок «Комсомолец» и «Курск». Об особом духовном зрении батюшки — так его называли на острове — слагают легенды. По фотографиям он отыскивал людей без вести пропавших, вызволял заложников из бандитского плена, излечивал неизлечимо больных, уберегал от напастей. Репутация чудотворца к нему пришла после того, как старца отыскал спасшийся с атомной подлодки «Комсомолец» Игорь Столяров. Спустя годы, неизвестно как уцелевший в страшной аварии, моряк из Сибири приехал на о. Залит. Он сразу узнал в отце Николае того самого старца, что явился ему тогда, когда выбравшийся из трюма моряк терял сознание в ледяных водах Атлантики. Седобородый старик назвался протоиереем Николаем и сказал: «Плыви, я молюсь за тебя, спасешься». И исчез. Откуда-то появилось бревно, вскоре подоспели спасатели».

SAMSUNG DIGITAL CAMERAРодился он 24 мая 1909 года в погосте Самолва Гдовского уезда Петербургской губернии и крещен в Свято-Михаило-Архангельском храме Кобылья Городищенского прихода. Закончил Гатчинское педагогическое училище, работал учителем, поступил в Ленинградский педагогический институт, но так и не окончил его, а был исключен за то, что на собрании высказался против закрытия одного из близлежащих храмов. После этого он был репрессирован и семь лет провел в Сыктывкаре в заключении. Выйдя из заключения, Николай работал учителем в школах Тосненского района, так как в ленинградской прописке ему было отказано. Во время войны он не был мобилизован по причине болезни ног, которые он повредил себе шпалами на работах в лагере. После того, как Гдовский район был оккупирован немецкими войсками, Николай вместе с другими жителями был угнан немцами в Прибалтику. Здесь он становится студентом Виленской семинарии, открытой в 1942 году. Проучившись два семестра в ней, он был рукоположен в священный сан и затем служил на разных приходах Прибалтики. В 1949 — 1951 годах отец Николай обучался на заочном секторе Ленинградской семинарии, а в 1951 году был зачислен на первый курс академии, но, отучившись в ней заочно один год, продолжать далее обучение не стал. В 1958 году попал на остров Залит, на котором и провел остальные сорок четыре года своей жизни. Один из самых известных в современном русском православии 93-летний старец — протоиерей Николай Гурьянов скончался 24 августа 2002 года.