Святителю, отче Николае, моли Бога о нас!

Святитель Николай. Слово митрополита Антония Сурожского.

Говоря о святых мы обычно слышим повествование о их духовном возрастании, о их борьбе, страдании и подвигах, через которые ветхая, греховная природа их постепенно преображалась в светлую одежду чад благодати. Эти повествования имеют непобедимую возрождающую силу, воспламеняя в наших сердцах любовь к угодникам Божиим.

Но любовь Русского народа к Св. Николаю имеет особый оттенок и к нему чаще и охотнее чем к кому-либо обращаются в поисках помощи и утешения. Это в значительной степени объясняется тем, что мы знаем его житие в старости. Мы не видим у него борьбы, но величественную душу, всецело отдавшуюся благодатной жизни, в которой он пребывает ничем не смущаемый. Невозмутимо живет он в мире Божией любви и милосердия и щедро получают эти дары люди, просящие помощи и заступления великого угодника Божия.

Однако нет святости без борьбы и Святитель Николай знает ее, как знают все праведники и угодники Божии. Обычно люди борются всю жизнь, оставляют борьбу, снова начинают ее и так всю жизнь. Но часто, очень часто, начинают ее, затем бросают, оставляют ее совсем, и ожесточаются, предаваясь грубому самооправданию. Однако есть люди, которые некоторый возраст своей жизни отдают на временную, но горячую, тяжелую борьбу и после этого, как бы утвердившись в добродетели, проходят спокойно остальную часть жизни. Их душа – как невозмутимо спокойная поверхность озера и глубоко проникают в нее лучи света.

Святителя Николая мы знаем в возрасте, когда, окончив период борьбы, он радостно отдается добродетели. Она для него не желанный берег, к которому стремится пловец через бурное море, а родная сторона, родимый край, где ему отрадно и естественно жить, Как нераскаянный грешник не может оторваться от греха и наслаждается им, так Святитель Николай неотделим от добродетели.

Думая о нем, мы должны вспоминать, что тяжелая борьба временна и после нее возможно жить так, что добродетель станет твоей непосредственной потребностью и ты сможешь еще здесь, на земле, познать радость жизни, ничем не смущаемой, любви и милосердия.

Но также надо помнить, что борьба с грехом никогда не останавливается на половине: или изгоняется возможность власти греха над человеком или грех порабощает человека и делает его своим ожесточенным рабом.

Памятуя об этом, будем молиться словами, которые слышим на Страстной седмице: “Избавь наши души от такового бесчеловечества” и помилуй нас.

azbyka.ru