Из посланий Святителя Тихона

Дорогие братья и сестры!
Начинаем публикацию статей из газеты «Китеж-град» №4 1992 год, посвященной обретению мощей Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Это совместный выпуск редакции «Града-Китежа» и Донского монастыря. Послания святителя Тихона в наши дни звучат необычайно актуально, многие вопросы имеют глубокие исторические корни, ответ на них надеемся отыскать в будущем.

Из посланий Святителя Тихона

По поводу Брестского мира

Смиренный Тихон, Божьей Милостью Патриарх Московский и всея Руси, возлюбленным о Господе архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Церкви Российской

«Посрамились мудрецы, смутились и запутались в сеть: вот, они отвергли слово Господне: в чем же мудрость их?.. Они говорят: «мир, мир!» а мира нет» (Иер. 8, 9, 11).

Благословен мир между народами, ибо все братья, всех призывает Господь мирно трудиться на земле, для всех уготовал Он Свои неисчислимые блага. И Святая Церковь непрестанно возносит молитвы о мире всего мира, уповая, что восторжествует на земле правда Христова и соединит враждующих братьев и единое стадо под водительством Единого Небесного Пастыря. И несчастный  русский народ, вовлеченный в братоубийственную кровавую войну, нестерпимо жаждал мира, как некогда народ Божий жаждал воды в палящей зноем пустыне. Но не было у нас Моисея, который напоил свой народ чудодейственной водой, и не Господу, Своему Благодетелю, воззвал народ о помощи – явились люди, отрекшееся от веры, гонители Церкви Божией, и они дали народу мир. Но тот ли это мир, о котором молится Церковь, которого жаждет народ? Заключенный ныне  мир, по которому отторгаются от нас целые области, населенные православным народом, и отдаются на волю чуждого по вере врага, а десятки миллионов православных людей попадают в условия великого духовного соблазна для их веры, мир, по которому даже искони Православная Украина отделяется от братской России и стольный град Киев, мать городов русских, колыбель нашего крещения, хранилище святынь, перестает быть городом державы Российской, мир, отдающий наш народ и Русскую землю в тяжкую кабалу, — такой мир не даст народу желанного отдыха и успокоения. Церкви же Православной принесет великий урон и горе, а Отечеству неисчислимые  потери.

А между тем у нас продолжается все та же распря, губящее наше Отечество. Внутренняя междоусобная война не только не прекратилась, а ожесточается с каждым днем. Голод усиливается, и, чтобы ослабить его, грозят даже изгонять из столицы мирных жителей, не знающих, где им преклонить главу. Рабочим угрожает лишение заработка, возвращаются с  полков войны и не находят работы. Умножаются грабежи и убийства, и для борьбы с ними население часто прибегает к ужасному самосуду.

Устранит ли объявленный мир эти вопиющие к небу нестроения? Не принесет ли он еще больше скорбей и несчастий? Увы, оправдываются слова пророка: они говорят: мир, мир, а мира нет». Нет мира и нет радости, спутницы мира.

Святая Православная Церковь, искони помогавшая русскому народу собирать и возвеличивать государство Русское, не может оставаться равнодушной при виде гибели и разложения.

По воле Пастыреначальника, Главы Церкви, Господа нашего Иисуса Христа, поставленные на великое и ответственное служение Первосвятителя Церкви Российской, по долгу преемника древних собирателей и строителей земли Русской, Святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена. Мы привязываем совестию своею возвысить голос свой в эти ужасные дни и громко объявить пред всем миром, что Церковь не может благословить заключенный ныне от имени России позорный мир. Этот мир, принужденно подписанный от имени русского народа, не приведет к братскому сожительству народов. В нем нет залогов успокоения и примирения, в нем посеяны семена злобы и человеконенавистничества. В нем зародыши новых войн и зол для всего человечества. Может ли примириться русский народ со своим унижением? Может ли он забыть разлученных от него по крови и вере братьев? И Православная Церковь, которая не могла бы не радоваться и не возносить благодарственные моления Господу Богу за прекращения кровопролития не может теперь иначе, как с глубочайшей скорбью, взирать на эту видимость мира, который не лучше войны.

К тебе же обольщенный, несчастный русский народ, сердце мое горит жалостью до смерти. Оскудеша очи мои в слезах, смутится сердце мое (Плач. 2,11) при виде твоих тяжких страданий, в предчувствии еще больше скорбей. Не радоваться и торжествовать по поводу мира призываем мы вас, православные люди, а горько каяться и молиться пред Господом.

Братие! Настало время покаяния, наступили святые дни Великого поста. Очиститесь от грехов своих, опомнитесь, перестаньте смотреть друг на друга, как на врагов и разделять родную страну на враждующие страны. Все мы — братья,  и у всех нас одна мать – родная Русская земля, и все мы чада одного Отца Небесного, Которого молим: «Отче наш… остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим».

Пред лицом страшного, совершающегося над страной нашей суда Божия, соберемся все вокруг Христа и Святой его Церкви. Будим молить Господа, чтобы смягчил Он сердца наши братолюбием и укрепил их мужеством, чтобы Сам Он даровал нам мужей мудрости и совета, верных велениям Божиим, которые исправили бы содеянное злое дело, возвратили отторгнутых и собрали расточенныя.

Взывая ко всем вам, архипастыри, пастыри, сыны мои и дщери о Христе: спешите с проповедью покаяния, с призывом к прекращению братоубийственных распрей и раздоров, с призывом к миру, тишине, к труду, любви и единению.

Убеждайте всех усердно молиться Господу, да отвратит Он праведный гнев Свой, грех наших ради на ны движимый, да укрепит наш расслабленный дух и восстановит нас от тяжкого уныния и крайнего падения. И милосердный Господь сжалится над грешной Русской землей и помилует ее ради святых угодников Божиих наипаче же Заступницы Усердной рода Христианского, молитвами коих да снизойдет на вас благословение Божие. Аминь.

5 (18) марта 1918 г.

Москва

Источник: «Китеж-град» №4 1992 год